Сначала я удивилась тому, что сотрудник Всемирной организации здравоохранения и бывший советник Минздрава Эркин Чечейбаев захотел побеседовать о ситуации на кыргызстанских дорогах, а не о чем-то врачебном. Ну о пользе прививок, например.
Как он объяснил, вопрос смертности на дорогах во всем цивилизованном мире уже давно изучают медицинские работники. А ведь логично: гораздо легче предупредить аварию, чем собирать по кусочкам человека, попавшего под колеса машины. Врачам же проблем меньше.
— Как ни прискорбно, но люди гибнут в автомобильных катастрофах во всех частях света, и Кыргызстан — не исключение. Так стоит ли "что-то срочно делать", если такие смерти все равно были, есть и будут?
— Только вдумайтесь: война в Афганистане ежегодно забирала меньше жизней советских солдат, чем сейчас это делают кыргызстанские дороги!
Кроме того, в автоавариях погибают в основном мужчины 15-45 лет. Это как раз самая экономически активная категория населения, которая могла бы принести огромную пользу обществу. Вторая половина — это абсолютно безвинные и законопослушные пешеходы и пассажиры. А ведь этих жертв можно было избежать.
Если принять правильные меры, то действительно можно сделать так, что количество смертей сократится. Например, в Каталонии за 10 лет усиленной работы удалось снизить смертность в четыре раза! Сейчас там при населении 7,5 миллиона человек в авариях ежегодно погибают не более двухсот. У нас, в Кыргызстане, живут 6 миллионов, насмерть ежегодно сбивают около 1 200 граждан.
— Последние несколько лет власти обещают снабдить дороги камерами. Это ведь должно исправить ситуацию: водители будут бояться штрафов и перестанут нарушать, не так ли?
— Камеры — не панацея, а лишь одна из необходимых мер. Да, дорожные камеры могут запечатлеть зрелищные лобовые столкновения, но ведь это не то, что нам нужно, верно? Нам нужно снизить смертность на дорогах, а страх наказания — это лишь один из многих факторов, определяющих поведение на дорогах.
Можно повысить штрафы до небес, но если водитель будет ездить с мыслью: "Если меня поймают, я заплачу взятку или позвоню байкешке", то это просто не будет работать! Пусть лучше это будет небольшой штраф, но зато неминуемый.
— Какие меры могут быть действительно эффективными?
— Если посмотреть на цифры, то видно, что большинство смертельных аварий происходит из-за превышения скорости и нарушения правил маневрирования, то есть при обгонах. Если говорить простым языком, то в Кыргызстане люди чаще всего погибают при столкновении машин лоб в лоб на высокой скорости.
Сейчас благодаря китайским кредитам появилось много хороших дорог, которые позволяют развивать высокую скорость. Все эти трассы, которые позволяют выжать из машины 150 лошадиных сил, должны быть исключительно односторонними, то есть разделены бетонными ограждениями. И тут ничего нового: такой стандарт безопасности принят во многих странах.
— А как решить проблему автоаварий в Бишкеке?
— Недостаточно просто заставить людей выучить правила. Поведение человека определяют более тонкие вещи, чем просто осведомленность или страх наказания.
Окружающая среда влияет на наше поведение на 70 процентов. Например, если мужчина окажется на поле и перед ним будет мяч, то девять из десяти этот мяч пнут. Даже не задумываясь, это на подсознательном уровне.
Вы никогда не задумывались, почему во многих развитых странах все тротуары расположены на 10 сантиметров выше, чем проезжая часть? Это действует на подсознание, пешеход, даже не осознавая это разграничение, лишний раз не заступит на проезжую часть. И напротив, плавные съезды для колясок на пешеходных переходах — это психологический знак, что тут уже можно выходить на дорогу. Но это должно быть повсеместно, стандартно, а не только, скажем, на центральных улицах.
Одних знаков недостаточно, поэтому и нарушают. Не потому, что такие плохие люди, а потому, что среда позволяет. Если перекрестки будут круговые, то средняя скорость снизится. Во-первых, нет смысла разгоняться до опасной скорости, так как на следующем перекрестке снова придется замедлиться. Во-вторых, даже без светофора на круговых перекрестках проходимость движения выше, чем на обычных со светофором, а значит, будет меньше пробок.
Это касается и разметок: водителям легче соблюдать Правила дорожного движения, если дороги будут четко обозначены. Приведу в пример улицу Советскую (Абдрахманова. — Прим. ред.). Там еще с периода Фрунзе сохранилось четырехполосное движение и разметка нанесена под четыре полосы — две в одну сторону, две в другую.
Но если тогда машин было мало и мы вольготно ездили по трехметровой в ширину полосе, то сейчас такую роскошь позволить не можем, и поэтому в одном направлении одновременно вклиниваются 3-4 потока машин. Это создает хаос: водители просто игнорируют полосы.
Если сделать разметку по размерам одного автомобиля, то вместо двух полос можно сделать три, а ближе к перекресткам и четыре в одном направлении. Это упорядочит движение, и тогда станет комфортнее всем.
Кстати, вложения в дорожную инфраструктуру считаются самыми эффективными и самыми экономически выгодными из всех известных профилактических мероприятий. Вложенный государством доллар возвращается шестнадцатью в виде снижения затрат на лечение травм, выплату пособий по инвалидности, сохранение рабочей силы. Не говорю уже о том, что в живых останутся чьи-то отцы, дочери, братья и сестры.
— Есть еще одна проблема: это граждане, которые готовы сесть за руль даже в изрядном подпитии.
— К сожалению, такое происходит, ведь в Кыргызстане четко не определена допустимая концентрация алкоголя в крови водителя и в целом почти нет политики снижения потребления спиртных напитков.
— А в чем проблема? Если хоть немного алкоголя в крови есть, то человек уже не должен водить!
— Это палка о двух концах. Иногда положительную реакцию на алкоголь могут дать кисломолочные продукты или заболевания желудочно-кишечного тракта, прием некоторых медикаментов.
Кыргызстанцы часто садятся за руль в том состоянии, когда совсем не контролируют себя. Или же, когда на улице пробки и подвыпивший человек осознает, что его никто не будет останавливать при таком потоке. В последнем случае норма по количеству алкоголя в крови дисциплинирует.
Представьте ситуацию: человек в гостях может позволить себе выпить бокал вина и через полчаса сесть за руль. Во многих странах водители возят с собой алкотестер, они есть и у сотрудников дорожной полиции. Можно очень быстро проверить, не много ли в крови промилле алкоголя, и ехать по своим делам.
Мировая практика показывает, что запрет на продажу алкоголя в ночное время также сокращает число пьяных водителей, да и в целом криминала — хулиганств, драк, разбоев и изнасилований. Веселые компании просто не смогут купить себе еще бутылку водки и напиться до беспамятства.
Скептики вновь станут говорить про сухой закон: мол, проходили, знаем. Но уверяю вас, домашнего самогона и массовых отравлений подпольным алкоголем не будет, ведь это не полный запрет, а лишь ограничение доступа.
Желающему же выпить чего покрепче уготовано очень интересное испытание. Он должен подойти к кассиру и сказать, что желает приобрести водку или, скажем, виски. Кассир, невзирая на возможную очередь, тяжело вздыхая, встает, направляется к специальному шкафу, открывает его ключом и достает оттуда требуемое. Очередь на кассе ждет. На самом деле вся эта неприятная и долгая процедура психологически снижает желание приобретать крепкие спиртные напитки.
— Есть у нас и еще одна проблема: высокоскоростные гонки на улицах Бишкека. Что делать с молодежью, у которой еще не появился инстинкт самосохранения?
— К новичкам-водителям в развитых странах вообще особое отношение — более трепетное и заботливое. Во-первых, им запрещено перевозить в салоне больше одного пассажира. Дело в том, что юный водитель гораздо легче отвлекается на внешние раздражители, ему труднее дается концентрация на дороге. А молодые и веселые друзья на заднем сиденье едва ли будут сидеть тихо.
В некоторых странах новичкам также запрещено водить ночью. Ну и, конечно, для них (и водителей коммерческого транспорта) норма концентрации алкоголя должна быть нулевой. Ни грамма!
— А кто должен за это все отвечать?
— Хороший вопрос. Должен быть один государственный орган на уровне правительства, способный координировать все ведомства, отвечающий за снижение уровня смертности на дорогах. Улавливаете? Не за снижение количества правонарушений на дорогах, а за снижение смертности. И этот орган должен иметь полномочия, ресурсы.
Депутаты могут только возмущаться и требовать, а инициировать и принимать адекватные законы — нет. Ведь сколько всего нужно менять! Стоит вернуть обязательный техосмотр авто (только реальный техосмотр, а не как было). Необходимо обязать граждан перевозить малышей только в детских креслах, заставить пристегиваться каждого пассажира. Вот у нас допустимо не пристегиваться пассажирам сзади. И чего удивляемся, что люди гибнут при авариях?
У нас в стране смерть или травма на дороге все еще считается несчастным случаем — "кырсык", и все. Разводят руками: мол, что поделаешь… Но на самом деле это не так. Несчастный случай — это когда нельзя было предотвратить, это когда молния ударила. А погибших на дорогах быть не должно, и каждый случай должен тщательно разбираться.
Молодежь это все впитывает. Я до сих пор помню кадры из видео, где наша бывшая вице-премьер-министр едет в своем джипе по Бишкеку, рассказывая о себе и своих успехах… непристегнутая. Самое грустное, что правила активнее всего нарушают те, у кого есть привилегии и "корочки". Уверен: их за нарушение закона нужно штрафовать гораздо жестче, чем простых граждан. Пусть молодые люди видят, что нарушать — это не круто, это, на понятном для них языке, отстой.