БИШКЕК, 12 мая — Sputnik. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев посетит с рабочим визитом Китай. В Пекине он примет участие в работе международного форума "Один пояс — один путь", который пройдет 14-15 мая.
Соседям Кыргызстана не очень выгодно его участие
Исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов в КР Искендер Шаршеев рассказал, что один из ключевых вопросов — строительство железной дороги через территорию Кыргызстана. Она станет одним из отрезков "железки", которая протянется от Китая до Европы. Однако проект тормозится: КНР хочет взамен получить доступ к ресурсам либо управлять железной дорогой, а власти Кыргызстана выступают против. Не решен и вопрос о ширине колеи: в Китае она европейская, а в странах бывшего СССР шире.
"Думаю, нужно соглашаться на европейский стандарт. Задача — выстроить Шелковый путь, который станет дорогой из Китая в Европу. Нам этот проект выгоден: плата за транзит грузов и экспорт товаров в другие страны приведут к стимулированию собственного производства. Также мы получим доступ к портам Китая", — сказал Шаршеев.
"Китайцы связали с Транссибом и казахстанскими сетями свои железные дороги, но все равно перевозки дорогие, поэтому им выгоднее провозить через нас. Перевозчики из соседних стран не заинтересованы в разделении грузопотока, если часть его пойдет через Кыргызстан", — объяснил Шаршеев.
Объяснение "на бананах"
Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев также выступает за реализацию проекта, считая его очень выгодным для КР. По его словам, Поднебесная планирует направить громадные средства на то, чтобы создать торговую артерию и устранить барьеры для транзита грузов.
"Китай не только импортер, но и рынок сбыта. Например, на юге страны калиброванная черешня стоит, как в России. При этом у нас есть соглашение с КНР об упрощенных поставках сельхозпродукции", — рассказал Пономарев.
Он считает, что, войдя в проект, Кыргызстан получит новые коммуникации, а это позволит не только зарабатывать на транзите, но и получить выход к морю и соответственно дешевле приобретать импортные товары.
"Например, бананы из Южной Америки к нам везут через Амстердам и Санкт-Петербург. В случае реализации проекта они будут поступать в китайский Гуанчжоу, а оттуда — в Кыргызстан. Это будет гораздо дешевле", — добавил глава ассоциации.
Выгоды для КР копеечные
Доктор экономических наук Асылбек Аюупов не разделяет оптимизма других экспертов. Он напомнил, что завышенные ожидания в Кыргызстане традиционно не оправдываются.
Экономист заявил, что выгоды от открытия новых рынков не столь велики, как считают оптимисты.
"Взять ту же черешню — мы способны загрузить только две фуры. Я, конечно, утрирую, но о какой выручке можно говорить?! Вывоз нашей сельхозпродукции — это копейки и по стоимости, и по масштабу", — добавил Аюупов.
Шелковый пояс — новые возможности
Первый вице-президент Торгово-промышленной палаты КР Амангельды Давлеталиев тоже озвучил свое мнение.
"Нам дали место на рынке. Это только возможности, а их реализация зависит от нас. Надо приложить все усилия", — сказал Давлеталиев.
Чтобы воспользоваться преимуществами нового проекта, необходимо решить многие вопросы, в частности, проблему сертификации, и отойти от мелкотоварного производства.