БИШКЕК, 12 мая — Sputnik. Алексей Стефанов. В Пекине 14-15 мая пройдет форум "Один пояс — один путь", посвященный грандиозному проекту "Нового Шелкового пути", который свяжет Азию, Европу и Африку и будет способствовать развитию мировой торговли.
По словам директора Института международных дел Народного университета Китая профессора Ван Ивэя, цель форума — перевести общение в формат многостороннего взаимодействия.
"Речь пойдет о конкретных действиях и программах. Например, о работе в научной сфере, сельском хозяйстве, промышленности. Одни проекты уже реализуются, другие только планируются. Кроме того, мы видим страны, которые находятся в стороне от этого пояса (например, Аргентина и Чили), но тоже могли бы принять участие в проектах. Уже сейчас ясно, что "Новый Шелковый путь" будет постоянно расширяться", — пояснил Ван Ивэй.
Он отметил, что инициатива "давно перешла" запланированные границы — она выходит на глобальный уровень. Впрочем, Россию проект "Один пояс — один путь" интересует в рамках сопряжения с ЕАЭС. Китайцы уверяют, что существует около 20 проектов в этом ключе и намечены маршрутные карты дальнейшего сопряжения. Для ознакомления с ними в Пекин приедет президент РФ Владимир Путин.
Масштабная экспансия, по мнению заместителя директора Института Дальнего Востока РАН Андрея Островского, нужна Китаю для того, чтобы увеличить возможности национальной экономики, расширить внешнюю торговлю и развивать свои окраины. Несколько лет назад КНР столкнулась с вызовами мирового финансового кризиса, объемы внешней торговли начали снижаться, и "Новый Шелковый путь" — едва ли не единственный выход из ситуации. Именно поэтому Китай давно вкладывает крупные средства в страны Центральной Азии: по словам Островского, на них приходится около 20 процентов от общего объема инвестиций за рубеж.
По его словам, Центральная Азия является очень важной территорией для сопряжения двух проектов — ЕАЭС и "Экономического пояса Шелкового пути". Регион слабо развит, что позволит Китаю расширить объемы не только внешней торговли, но и торговли между странами.
"Вопрос создания инфраструктуры касается и Таджикистана, но ситуация там намного сложнее, чем в Узбекистане, поскольку в экономическом плане страна развита слабее. Согласно китайской концепции, к опорным городам можно отнести только Душанбе. Главная проблема — та же инфраструктура, развитие автомобильных и железных дорог с учетом рельефа горной местности. Взять, к примеру, таджикско-китайскую границу — она обширная, но погранпереходов всего один или два. Без дорог крайне сложно развивать торгово-экономические связи двух стран", — заявил эксперт.
Похожая ситуация, по словам Островского, и с Кыргызстаном — граница большая, а погранпереходов немного, пропускная способность слабая. "Это все накладывает отпечаток на развитие торгово-экономических связей, поэтому именно в Кыргызстане Китай финансирует развитие автомобильных дорог", — отметил он.
Эксперт подытожил, что в силу географического положения максимум китайских инвестиций приходится на Казахстан.
Он отметил: КНР инвестирует средства во все страны Центральной Азии уже как минимум полтора десятка лет, потому что знает, с чего нужно начинать масштабные проекты.