Фильмом закрытия XXXIX Московского международного кинофестиваля стала картина Софии Копполы "Роковое искушение". Это невероятно красивое кино со звездами первой величины: Колином Фарреллом, Николь Кидман, Кирстен Данст и со стремительно восходящей актрисой с внешностью секс-бомбы Эль Фаннинг. В отличие от большинства фестивальных работ "Роковое искушение" скоро появится в самом широком прокате. Бишкекчане смогут увидеть его в конце июля.
Хрупкая эстетика
Сразу скажу, что я этот фильм посмотреть хотел. Я запал на него с первых же кадров трейлера, но притягивали меня не суперзвезды в главных ролях и не загогулины сюжета (который, в общем-то, в трейлере изложен полностью). Дело было в некоей атмосфере легкой и неуловимой красоты, которая чувствовалась в каждом кадре. Знаете, как на старинное полотно смотришь, а там — краска в маленьких трещинках. Такая вот хрупкая и тревожная эстетика.
Насколько великим мастером является эта молодая еще женщина, рассудит время. Но индивидуальный творческий почерк у нее есть. Да такой, что его не повторить при всем желании.
Призрачная красота
Весь фильм пропитан красотой благородного упадка. Подобное мироощущение несли когда-то английские прерафаэлиты и, наверное, русские поэты Серебряного века. Каждым кадром можно любоваться, как картиной. Все гармонично, все в мягком, уютном полумраке. Когда вокруг красиво именно подобным образом, так и ждешь, что из-за угла плавно выплывет печальный и умилительно порочный призрак. Не зря ведь название фильма намекает на некую запретность вкушаемого зрительным залом плода.
В общем, картина манит и гипнотизирует. Не удивлюсь, если дочь великого мастера между делом овладела нейролингвистическим программированием.
Девственницы-убийцы
Сюжет — не сложный, но психологически благодатный. В полузаброшенный пансион для благородных девиц попадает раненый солдат (события происходят в самый разгар гражданской войны в США). Девицы и их наставницы дают ему приют, лечат. Все сразу в него влюбляются. Но в таком случае избраннице единственного мужчины в царстве женщин не позавидуешь. Да и самому герою девичьих воздыханий тоже.
Избегая спойлеров, скажу, что сюжет каждый раз поворачивает в самые худшие для героя и героинь стороны. Льется кровь. И заповедник невинных дев превращается в филиал ада. Однако изящества фильм не теряет ни на секунду.
Перед нами — своего рода продолжение уже упоминавшихся "Девственниц-самоубийц". Только там разрушительная энергия героинь была направлена на себя, а в "Искушении…" — уже вовне.
О звездах
Колин Фаррелл в роли раненого солдата сначала казался мне весьма слащавым типчиком. Но потом я изменил свое мнение (такое тоже бывает). Он — то, что надо. И играет Фаррелл натурально, и в призрачную красоту вокруг вписывается. Таким герой, видимо, и должен быть.
Николь Кидман исполняет роль дамы предпенсионного возраста. Она строга, чопорна, несет себя важно и солидно. Но в глубине ее существа чувствуется шаловливый бесенок — Кидман передает это ощущение без лишних слов.
Юная красотка Эль Фаннинг невероятно очаровательна, но такой порочной, зовущей на сомнительные подвиги красотой, что даже дух перехватывает.
Новый порядок?
После многочисленных 3D-поделок со спецэффектами смотреть "Роковое искушение" — одно удовольствие. Но было бы ошибкой ждать лихого экшена и головокружительных поворотов. Смотреть это кино надо как красивую картину, которая (давайте представим) ожила и рассказывает нам таинственную, безусловно, зловещую историю.
В заключение отмечу, что под всеми рюшечками и кринолинами отчетливо просматривается самая что ни на есть злоба дня. Это новая политкорректная реальность, негласное торжество всемирного феминизма. Запад идет к тому, что скоро мужчины будут упразднены за ненадобностью. Об этом официально не объявлено, но София Коппола это чувствует и осмысляет.
Для мужчин итог такого осмысления не самый радостный: плохо, мол, без вас, но перебьемся как-нибудь. Такие дела.