Максима Клейтора отличают не только невероятная доброта и миролюбие, но и прекрасное владение искусством фотографии (хоть он это отрицает). 23-летний парень путешествует по Кыргызстану и фиксирует увиденное на камеру. У него это получается настолько великолепно, что не верится в существование таких мест в стране и хочется поскорее уличить его в использовании фотошопа…
— Как давно вы занимаетесь фотографией?
Сначала я снимал на "мыльницу" и не выкладывал фото в Сеть, а потом, когда начал пользоваться полупрофессиональной камерой, завел страничку в Instagram, которая стала настоящим фотогидом по республике. Не ожидал, что мои фото будут пользоваться таким успехом — сейчас у меня 57 тысяч подписчиков из разных стран.
Но даже при такой популярности я не могу назвать себя фотографом. Мне еще учиться и учиться!
— Но ведь не так просто в одно мгновенье изменить стиль жизни и, например, вместо привычных воскресных вылазок в уютное кафе и кино начать ходить в походы?
— Я долгое время занимался велотриалом и в 17 лет, выполняя очередной трюк, получил серьезную травму — повредил легкие так, что в них начала накапливаться жидкость. К сожалению, я понял, что с моим здоровьем что-то не так только спустя три месяца. Помню, в каком шоке были врачи, рассматривавшие рентгеновский снимок моих легких, в которых к тому времени накопилось уже 3,5 литра жидкости. По их словам, от смерти меня отделяли считаные дни. Тогда я действительно был живым мертвецом — ужасно похудел, едва передвигался, постоянно кружилась голова. Как оказалось, сильный отек легких привел к серьезной гипоксии…
Помню, идти в первый поход было страшно, но я шел вперед и с каждым шагом как бы преодолевал себя. А потом километры из испытания превратились в сказку. Иначе невозможно! Ты ведь слышишь журчание речки, пение птиц, вдыхаешь чистый воздух и, наконец, ощущаешь настоящую свободу.
— Расскажите о самых любимых местах на карте Кыргызстана.
— Меня заворожило озеро Кель-Суу, обрамленное скалами, с маленькими ледниками, плавающими вдалеке. Находится оно в самом холодном месте страны — в Ак-Сайской долине Нарынской области. Температура в зимнее время опускается здесь до —50 градусов по Цельсию. Местные чабаны много рассказывали мне об этом месте, но больше всего меня увлекли истории о его обитателях — волках, яках и медведях.
Вообще, наши горные озера удивительны. Например, некоторые меняют цвет в зависимости от погоды и температуры воздуха, другие опустошаются и наполняются в зависимости от времени года. Но меня одинаково пленяет во всех озерах отражение заснеженных горных вершин и облаков. Особо хорошо оно получается на фотографиях, сделанных на закате или на рассвете.
— Как думаете, почему кыргызстанцам ничего не интересно, кроме Иссык-Куля?
— У иностранных туристов, как и у многих других, Кыргызстан ассоциируется с одной достопримечательностью — Иссык-Кулем. А с чем у вас родина ассоциируется в первую очередь?
— С юртой! Мне очень нравится ее форма, есть в ней что-то фантастическое. Когда живу в юрте, представляю, что попал во времена Великого Шелкового пути.
Это жилище загадочно во всех смыслах. Помню, как-то пытался собрать макет юрты, но у меня ничего не получилось. Я тогда удивлялся, как же у кыргызов получается так быстро собирать реальные юрты на джайлоо за считаные минуты!
Я считаю, что не цветок, не горы, не Бурана, а именно юрта должна стать полноценным символом туристического Кыргызстана. Это ведь старинное традиционное жилище, и эту память нужно сохранить.
— А чем вы еще занимаетесь, кроме фотографии?
— Я работаю турменеджером в гостинице, основанной моим отцом, преподаю экологию школьникам, а в свободное время организовываю экологические акции и читаю лекции об экотуризме и экологии детям из детдомов и людям с ограниченными возможностями.
— Есть ли какой-то отклик после ваших уроков и лекций?
Дети из детдомов и люди с ограниченными возможностями просто рады послушать и посмотреть, каков Кыргызстан за стенами приютов, в которых они проводят большую часть времени. А я рад делиться с ними впечатлениями и мотивировать их своим примером. Вы бы только видели, как у них загораются глаза, когда они рассматривают фотографии!
— А есть ли у ваших работ идея или эти красивые пейзажи ничего в себе не таят? Так, когда снимаешь людей, каждая морщинка — целая история…
— Природа воспитывает человека. Как-то я смотрел фильм "Дикая Шри-Ланка. Облачный лес". Там монахи поклонялись природе, они искали у нее исцеления. Я, как и они, верю, что природа может человека изменить и научить его чему-то.
— Как думаете, видят ли в ваших снимках люди то, что видите в них вы?
— Мне не раз писали в Instagram в комментариях: "Спасибо за такую фотографию, я будто сам там побывал". А еще люди вдохновляются моими фото и отправляются в свои небольшие путешествия. Это значит, что моя миссия выполнена, и меня это не может не радовать.
— Вы планируете расширять географию своих фотопутешествий?
У меня недавно появилась мечта как Шерил Стрэйд отправиться в одиночное путешествие — сначала по Кыргызстану, а потом по Исландии — самому древнему месту на Земле и Новой Зеландии — самой экологически чистой стране. Мне хочется узнать, как там удалось сохранить экологию, а потом применить этот опыт здесь. Почему нет? Может, мне, не без помощи конечно, удастся воплотить мечту второклашек и превратить Кыргызстан в один большой заповедник.
Кадры путешественника, сделанные в Кыргызстане, смотрите в фотоленте Sputnik>>