Депутат филиппинского парламента приехал в Бишкек ради конференции, в которой обговаривались пути решения проблем уязвимых слоев населения в Центральной Азии.
— Поделитесь первыми впечатлениями о Кыргызстане. Насколько я знаю, вы здесь впервые.
— Да, это мой первый визит в вашу страну. Я очень долго добирался в Бишкек с Филиппин, перелет в общей сложности длился тридцать четыре часа. Сойдя с трапа самолета, я понял, что это того стоило.
Я изначально понимал, что направляюсь в государство, которое кардинально отличается от нашего. Знаете, что меня очень удивило, когда я вышел из здания аэропорта? После Филиппин, где проживает больше 100 миллионов человек, Кыргызстан очень просторен.
А вообще, я уже знаком с вашим народом. Первым кыргызстанцем с которым мне посчастливилось познакомиться, оказалась бортпроводница. Изначально я принял ее за филиппинку и спросил, из какого она города. Девушка рассказала мне о Кыргызстане. В тот день, год назад, я впервые нашел на карте вашу страну.
К сегодняшнему дню я увидел лишь малую часть Бишкека, но город меня порадовал. Также я посетил одну из главных достопримечательностей Чуйской области — национальный парк "Ала-Арча". Честно, я влюбился в это место.
— Как считаете, что объединяет Кыргызстан и Филиппины и в чем их кардинальное отличие?
— Мне легче говорить о сходстве. Мы похожи внешне, случай в самолете это лишний раз подтверждает. Сегодня Филиппины являются лидерами в сфере предоставления услуг, и если честно, я вижу подобный потенциал в вашем государстве.
За последние 20 лет у нас сменились четыре президента путем революций… Потому что все, что делали наши люди, — сражались за демократию. Как могли. В этом мы очень похожи с Кыргызстаном.
— Вы поддерживаете жесткую политику Родриго Дутерте. Что изменилось после его объявления войны наркоторговцам и наркоманам?
— Я объясню ситуацию в нашей стране очень просто: раньше люди боялись выходить на улицу. После работы Дутерте все изменилось. На вопрос, чувствует ли себя филиппинец в безопасности, он скорее всего ответит: "Да".
Его успех в том, что он имеет контакт с населением. Его основной посыл к народу в том, что он любит свою страну и убьет любого наркоторговца и того, кто будет употреблять наркотики.
Агитируя себя на пост главы государства, он не говорил об абстрактных вещах, например, о развитии инфраструктуры, молодежи. Его посыл был очень краток — борьба с наркоторговлей.
Концепция работы затронула сердца обычных граждан. Наркомания замучила наших людей настолько, что они приняли этот радикальный план.
— Это было очень смелое решение, новостные ленты пестрили материалами о холокосте наркоманов и об убийствах торговцев.
— Да, это был очень рискованный шаг. Дутерте не посмотрел на то, что Филиппины — религиозная страна. Могу сказать, что это было не единственным его радикальным поступком. Например, он "поставил" деятелей духовности на свое место, чтобы они не вмешивались в государственные дела.
То же было с Бараком Обамой — Дутерте, мягко говоря, послал его. Экс-президент Америки вмешивался в управление Филиппинами.
Может, как политик Дутерте — не самая сильная персона, иногда его речи не выверены, но в нем есть стержень. А это, как показывает практика, очень важно для президента.
— А если говорить о проблемах Центральноазиатского региона, какие советы на примере правления Дутерте вы можете дать?
— Для начала определить, что является основной проблемой. А потом искать пути ее решения.
— У нас грядут выборы президента. Дайте несколько советов или рекомендаций кандидатам, как завоевать народ.
— Мне очень сложно рекомендовать что-либо политикам, я плохо знаю Кыргызстан и не эксперт в этом.
Но есть общие моральные ценности: ты должен иметь сердце, быть искренним, а не приходить к власти ради власти и финансовых целей.
— Не могу не спросить о своем любимом боксере Мэнни Пакьяо. Ведь он ваш коллега с тех пор, как стал членом конгресса Филиппин. Не сказалась ли его спортивная карьера на умственной деятельности? Наверняка вы наслышаны о шутках про боксеров…
Я с уверенностью могу назвать этого человека великим. Он вырос в обычной бедной филиппинской семье и всех наград и титулов добился сам. На его работу в парламенте боксерская жизнь не оказала никакого влияния.
Несмотря на то что Мэнни уважаемый человек во всем мире, он не зазвездился, довольно просто и открыто общается со всеми, кто желает познакомиться с ним.
А еще это человек с большой душой — соотечественникам, которые хотят посмотреть его бои, он оплачивает перелеты за границу и покупает билеты на шоу. А ведь они не такие уж и дешевые — от 750 долларов только дорога, пропуск на бой оценивается в тысячи долларов.
Вы знаете, после того как Мэнни стал известен, на Филиппинах бокс стал самым популярным видом спорта. А в деревне, где рос Пакьяо, каждые выходные устраивают соревнования по боксу среди местных жителей. Они дерутся за деньги.
— Кстати, о деньгах… Как Пакьяо относится к предстоящему бою между Флойдом Мэйвезероом и Конором Макгрегором? Поговаривают, что за этот бой Мэйвезер получит чуть ли не миллиард долларов.
— Когда я с ним (с Пакьяо. — Ред.) разговаривал, он сказал, что ему этот бой неинтересен. Он считает, что в классическом боксе у Макгрегора нет шансов и Мэйвезер скорее всего побьет ирландца. Но это все просто большое шоу. Как вы подметили, ради денег.
— Скажите, когда вы вернетесь на Филиппины, расскажете своему коллеге Мэнни Пакьяо о Кыргызстане?
— Да, обязательно. Я расскажу, какая это красивая страна, о которой у нас, к сожалению, не знают. И скажу, что здесь, оказывается, живут его фанаты. Одного из них я уже знаю. Это вы.