Наши граждане часто шутят над жителями соседней страны, что, если бы понты горели, у них в столице круглые сутки было бы светло. Но, оттачивая чувство юмора, мы сами увязли в пафосе.
На здоровье экономят
Недавно один мой товарищ решил выпить. Купил бутылку виски и в процессе его уничтожения начал жаловаться, что уже три года не может сходить к стоматологу. Я рассказал, что как-то на год затянул визит к дантисту и в результате тот на мне озолотился.
— А у тебя уже три года… Сходи, не затягивай.
— Да никак денег найти не могу, — печально признался он, прихлебывая напиток стоимостью несколько тысяч сомов.
Предложение употреблять более бюджетные продукты и хотя бы на время забыть про пафосные кабаки, где он спускает всю зарплату, приятель воспринял как оскорбление.
— Хорош! Что обо мне друзья подумают?! — возмутился он, хотя еще три года назад не имел ничего против бюджетных вариантов.
Вот он — молодежный вариант "эл эмне дейт" ("что люди скажут"). И как с этим бороться?
В детстве "недоел"
Предыдущая история имеет свое объяснение. Я и многие мои друзья, чье детство пришлось на 90-е годы, помнят кризис. Тогда денег не то что на игрушки — на хлеб не всегда хватало, и мясо мы могли позволить себе далеко не на каждый праздник. Сначала завидовали обеспеченным одноклассникам, потом — однокурсникам. И вот итог: едва начав зарабатывать, мы ушли в загулы.
— Плачу за всех!
— У меня есть "чокморов" (купюра в 5 тысяч сомов, на которой изображен Суйменкул Чокморов. — Ред.), поехали тусить!
Безденежное детство и юность приводят к тому, что человек часто становится либо патологическим жадиной либо транжирой. В первом случае мы имеем дело с рабами денег, а во втором — с теми, кто не успокоится, пока не потратит все до последнего тыйына.
Профессия должна быть престижной
Экономист, юрист, программист и дипломат — самые востребованные у молодежи профессии, о чем свидетельствует бешеный конкурс в вузах. Например, большинство моих однокурсников — около 150 человек — учились по специальности "международные отношения". Сегодня максимум десяток из них трудятся в МИД и еще несколько — в международных организациях. Остальные работают в местах, которые вообще не пересекаются с такими понятиями, как агреман и атташе.
"Недавно решил починить машину. Кое-как вырвался с работы в субботу после обеда и поехал на СТО, а она, оказывается, по выходным закрыта. При этом зарабатывают эстэошники очень даже хорошо… О чем я думал, когда поступал в вуз?" — размышлял недавно один мой приятель-чиновник.
Тои и свадьбы
О том, что большая часть тоев не окупается и вгоняет нас в долги, знают все кыргызстанцы. Но пышных свадеб в стране меньше не становится. Деньги на торжества копят либо берут в долг. Знакомый фотограф недавно рассказал мне, что "средняя свадьба" обходится в миллион сомов.
"Это торжество без всяких наворотов и пафоса, за них надо платить дополнительно. В общем, все зависит только от твоего кошелька и фантазии", — заметил он.
Правильно ли это: приглашать на свадьбу несколько сотен гостей, большинство которых тебя не знает или помнит "еще во-о-от таким маленьким"? Ответьте на мой вопрос сами.
Пафос за чужой счет
Одно дело — когда человек тратит свои кровные, это его право. Но ведь есть и те, кто пытается красиво жить за чужой счет.
Какой из этого следует вывод? Всегда помните о своих возможностях! Очень надеюсь, что приоритеты сограждан изменятся и вместо дорогих вещей да банкетов мы начнем ценить хорошие манеры, образованность, стремление к саморазвитию.