Джаспер Банди и Грэм Донохоу — участники "Монгол Ралли". Это эпическая благотворительная гонка длиной 16 тысяч километров, которая стартует из сердца Англии и завершается в столице Монголии — Улан-Баторе.
Маршрут проходит через сложнейшие участки Центральной Азии — массивные горные хребты, пустыни и безжизненные, негостеприимные земли. У участников ралли нет поддержки организаторов и определенного маршрута, в гонке каждый рассчитывает только на свои силы.
— Ваша машина буквально за сутки стала очень популярна в Бишкеке. В социальных сетях многие делились снимками "мохнатки". Везде такая реакция?
— Да, очень многие фотографируются рядом с нашим автомобилем, нам это лестно. Выглядит автомобиль так придурковато не потому, что нам этого захотелось, а из-за правил "Монгольского ралли".
Но внешний вид авто — это еще не все. Самый важный пункт — объем двигателя машины, которая едет из Лондона в Монголию. Он не должен превышать 1,2 литра. Также путешественники должны внести около 1,5 тысячи долларов, часть которых пойдет на благотворительный проект. А еще чем забавнее машина, тем лучше.
Дизайн коровомобиля, следуя последнему правилу, разрабатывала наша подруга художница Хилари Баркер. Причем сделала она это бесплатно. Ну и вообще хочется отметить, что мы не покупали эту машину, нам ее отдали просто так.
С таким автомобилем намного легче проходить границу — местная полиция останавливает реже, и если даже тормозит, то только для того, чтобы сфотографироваться.
— Сколько экипажей участвует в гонке "Монгол ралли" и каков приз?
Если говорить о выгоде, то ее нет. Участники не получат ни доллара от этой поездки, только впечатления. У меня особое отношение к этому путешествию. У меня особое отношение к этому путешествию. Мы представляем фонд по борьбе с деменцией сэра Джеки Стюарда, и рассказываем о борьбе с этим недугом.
Деменцией страдали мои прародители, а также мама моей тещи и ее родственники. Это большая проблема для нашего общества.
Сегодня причины данного заболевания, методы лечения и профилактики до конца не изучены. Не так давно предполагали, что этот недуг поражает только стариков. Но сегодня уже зафиксированы случаи, когда болезнь развивалась у людей значительно моложе. Эта поездка — прекрасный шанс для меня рассказать людям о фонде борьбы с болезнью Альцгеймера, который мы представляем.
Мы собираем деньги для борьбы с деменцией. Неравнодушные люди перечислили нам на счет около 4 000 фунтов стерлингов.
— Почему такие строгие правила для столь опасного маршрута?
— Это в первую очередь вызов себе. Организаторы хотят, чтобы мы находили общий язык с местными жителями и рассказывали им о благотворительном направлении "Монгольского ралли". Именно для этого мы пускаемся в далекий тяжелый путь на ветхих машинах, которым место на барахолке.
— Расскажите, как вы преодолели путь из Лондона в Кыргызстан. Наверняка сталкивались с курьезными ситуациями.
— Мы понимали, что маршрут будет очень сложным, осознавали все риски и опасность, которая может возникнуть на нашем пути.
Видимо, по приезде в Узбекистан силы у нашей машины иссякли — на пути к Бухаре вышли из строя колодки двух передних колес. Многие люди не понимали английского, а мы не знали местного языка. Оказавшись посреди дороги, мы не знали, к кому обратиться, чтобы просто найти ближайшую СТО. Почти трое суток пришлось жить в нашей крохотной машине. К счастью, мы встретили одного местного жителя, который свел нас с хорошим ремонтником.
Еще одной проблемой была труднодоступность бензина в Бухаре и других областях Узбекистана. В некоторых районах страны катастрофически мало мест, где можно заправиться, поэтому пришлось прибегать к помощи местных жителей, которые находили бензин на черном рынке. Стоило это топливо очень дорого, но у нас не было выбора.
— А что можете рассказать о Кыргызстане?
— Тут нас очень быстро пропустили на границе. Мы побывали всего в нескольких местах, но скажу одно — дороги у вас нормальные, по крайней мере те, по которым нам удалось проехать. В городе мы остановились у нашего приятеля, он тоже родом из Великобритании.
Еще слышал, что сейчас в вашей столице очень резко стоит вопрос вырубки деревьев. Это проблема всех разрастающихся городов. В Шотландии тоже сталкиваются с подобным явлением, но люди стараются выравнивать экологический баланс отчасти самостоятельно.
— Что скажете о движении на дорогах Бишкека?
— Мы ездили по многим трассам, и как опытный водитель скажу, что в принципе у вас довольно адекватное вождение. Как и у многих, есть проблема с культурой, но, насколько я знаю, автомобильный бум Кыргызстан пережил около 10 лет назад. Так что, если вы переживаете насчет этого аспекта, не стоит волноваться — со временем культура в этой области появится.
А еще у вас много дорожной полиции, думаю, это связано с предыдущим фактором. Также я заметил в столице очень крутых водителей маршруток — они могут рулить, одновременно говорить по телефону, передавать сдачу и курить. Это удивительно, честно!
— А как вы будете добираться до Шотландии?
— На самолете. Путь домой на этой машине займет слишком много времени, а оформлять ее трансфер — слишком дорогое удовольствие. Поэтому мы готовы отдать автомобиль любому, кто пожелает стать его хозяином, совершенно бесплатно! Если кто-нибудь из кыргызстанцев пожелает, звоните нам и забирайте авто из Монголии.
Контакты водителей, и их почту вы можете найти на их сайте Тeamjackiemoo-art, перейдя по ссылке.