После материала о скором повышении цен на автомобили в КР страшно стало всем. Особенно тем, кто копил, копит и намерен еще какое-то время откладывать часть зарплаты на покупку машины.
Чтобы узнать, действительно ли цены будут расти, мы отправились на самый большой автомобильный рынок в Кыргызстане.
К слову, он начинается за 500-800 метров от обозначенных границ. Вдоль дороги, на разделительной полосе, практически на трассе выстроился ряд машин с ценниками.
Так как тротуар здесь не предусмотрен, приходится идти по пыльной обочине.
РИОМ не зря называют самым большим авторынком в стране: на его территории можно разместить до 10 тысяч машин, а если прибавить сюда авто, которые продаются вокруг, цифра скорее всего перевалит за 11 тысяч.
В каждой части рынка продают определенные автомобили. В начале — марки российских машин, в середине — европейские авто представительского класса, в конце — праворульные "японцы".
Самым дешевым авто, которое я нашла на базаре, был ВАЗ ("Лада") 2005 года выпуска за 125 тысяч сомов. Реализатор сказал, что отдаст за 110 тысяч, если возьму "прямо сегодня".
Здесь же продавались потрепанные "девятки" за аналогичные суммы.
— Машины в этом ряду не самые ходовые, но и их купят. По меркам базара они копейки стоят, а ремонт дешевый, — подчеркнул коммерсант.
Чуть дальше продаются иномарки. Определить какой-то ценовой минимум здесь очень сложно, все зависит от состояния машины и вашей способности торговаться. Но один из продавцов объяснил, что средний минимум для подержанного автомобиля — 4 тысячи долларов.
— Здесь машины готовят к продаже, делают какой-то ремонт, чистят двигатели, чтобы как минимум год можно было ездить без проблем.
— Обычно к весне машины дешевеют. Насколько они могут упасть в цене?
— Сейчас рынок неустойчивый, ответить, подешевеют ли эти иномарки, невозможно. Конечно, если будет большой завоз по конкурирующим ценам, то да. Тогда можно будет купить машину на 1,5-2 тысячи долларов дешевле.
В этом же ряду автомобиль марки Subaru Forester 2005 года стоит 5,5 тысячи долларов. Еще весной такая машина обходилась в 4,8 тысячи.
— Так всегда, весной цены ниже на 200-500 долларов. Эта тенденция зависит от кыргызстанских покупателей. Осень — время сбора урожая, у людей появляются деньги, потому и цены растут.
Словно в подтверждение черный BMW X5 2007 года выпуска сегодня продается за 17 тысяч долларов. Продавец откровенно говорит, что еще в марте машина стоила 12 тысяч, но ее никто не покупал. Сейчас же сделка купли-продажи находится на стадии согласования.
Гарантию падения цен на авто к весне 2018 года ни один из торговых агентов рынка спрогнозировать не смог. Реализатор праворульных машин и вовсе заявил, что "японцы" будут только расти в цене и скорее всего стоимость маленькой Honda Fit в апреле составит около 5-6 тысяч долларов.
— У них много преимуществ: экономичность, дешевый ремонт и запчасти, — пояснил продавец.
Следующий его аргумент тоже был убедительным: праворульные авто не ввозят в Кыргызстан уже два года.
"Lexus больше не актуален, скоро цены на него и "фит" вообще могут сравняться. Люди понимают, что экономичность важнее, все таксисты и работники среднего звена, коих большинство, пересели на эти машины", — объяснил реализатор.
Когда поставки шли непрерывным потоком, автомобили стоили копейки. Но за пару лет часть привезенных машин отправилась на свалку, а те, что выжили на дорогах страны и находятся в более-менее хорошем состоянии, выросли в цене с 2,5 до 4,5 тысячи долларов, и дальше стоимость будет только расти, резюмировал продавец.