В последнее время в диаспоре наметилась тенденция создавать рабочие места для своих — выходцы из Кыргызстана открывают в России свое дело и дают работу землякам. В чем преимущество кыргызского босса перед московским, чей бизнес более защищен, а значит, более стабилен и платежеспособен, разбиралась корреспондент "России для всех" Айгуль Ниязалиева, которая пообщалась с несколькими работодателями и работниками из диаспоры.
А начиналось все с Черкизона
Нургуль Каимова — основатель агентства недвижимости для мигрантов. По ее словам, в середине нулевых в Москве не было такого, чтобы кыргыз работал на себя.
"Это было совершенно другое время. Наши трудились на вещевых рынках, где со временем могли взять торговую площадь в аренду. Но потом Черкизовский рынок закрыли и все стали переезжать в "Садовод", освоение которого было нелегким процессом. И тогда некоторые предприниматели стали искать себя в других отраслях", — рассказала Каимова.
Постепенно соотечественники стали пробовать себя в сферах продажи одежды и дистрибуции стройматериалов. А сегодня они владеют кафе и парикмахерскими и обеспечивают рабочими местами кыргызстанцев.
Байкешка все поймет
Сардар Исмаилов, владелец суши-магазина в Подмосковье, считает, что подчиненные с кыргызским боссом могут позволить себе лирические отступления, вольности, опоздания в надежде, что свой поймет.
"Байке всегда поймет", — так могут думать многие мои сотрудники. Первое, что надо отметить (это мое мнение), — нет плохой нации, есть плохие люди, и в бизнесе ничего личного. В жизни преобладают плохие сотрудники, и плохих начальников больше, нежели хороших. Это сфера общественного питания, куда люди приходят работать не с филфака МГУ. Очень простые кыргызские ребята из Оша, Баткена и Джалал-Абада", — говорит Исмаилов.
Он уверен, что хороший начальник — тот, кто не кидает, и какая разница, кто ты ему — земляк или нет. У Сардара есть миллион историй, как "кидают" местные, но у него свой взгляд на эти вещи.
Что касается кыргызов, то, как и любой работодатель, когда сотрудник хороший, без вредных привычек, классный повар, на кухне чистота и работает с самоотдачей, не опаздывает, не пьет, я готов оформить его, повысить зарплату на те налоги, что за него плачу. Если это лентяй, которых гораздо больше, чем хороших сотрудников, то оформлять его не буду — он пойдет на ученический договор, не будет получать зарплату. Это делается для того, чтобы обезопасить себя юридически. Если планы у сотрудника серьезные ("вы вовремя платите, а я буду работать постоянно"), готов за такого сотрудника отдать душу. Но, как правило, наши выбежали из юрты, отвязали коня и на работу через дорогу, где обещают платить на 200 рублей больше", — пояснил Исмаилов.
Поварами-кыргызстанцами Исмаилов не очень доволен, считает, что у них ветер в голове.
"Они могут неожиданно прийти и сказать: "Меня зовут домой, отец болеет, наследство надо оформить" и т.д. Если намерения на срок не более года, то оформлять договор не стоит. У меня были случаи, когда людей оформляли. Налоги повышаются в связи с увеличением персонала — такова политика малого бизнеса здесь. А человек через три месяца снялся с насиженного места. Что, мне опять его с учета снимать, да? Беготни хватает. А зимой, когда билеты по 3 000-5 000 рублей, им не проблема уволиться и уехать домой", — говорит Исмаилов.
По его словам, чтобы собрать хороший коллектив, звезды на небе должны сойтись.
"Это очень сложно. Однажды собралась команда с Иссык-Куля: водитель из Джеты-Огуза, повар еще откуда-то. Втроем они "двигали" один магазин, очень круто было! Но вдруг рассорились и двое отделились. И все, команда развалилась, они только главного повара оставили, а водитель уехал в Питер…
Исмаилов считает, что его и персонал связывают только денежные отношения, работников можно удержать только своевременной выплатой зарплаты.
"Но стоит оштрафовать за грязную униформу или за то, что на работу вышел без головного убора, начинается: кыргыз кыргызу урезал зарплату. Вы можете себе представить кыргыза, который пришел на смену в "Бургер-кинг" в грязной униформе и стал обижаться на недопонимание? А у нас это обычное явление: "Байке, да, я без колпака, но буду работать аккуратно". А опоздать, проспать — ничего, свой должен понять, простить", — заключил Исмаилов.
Свои обучат и в беде не оставят
Основательница кафе кыргызской кухни в Москве эстрадная певица Жылдыз Осмоналиева не раз видела, как делают карьеру в системе общепита. Для этого достаточно хорошо работать и считаться хорошей хозяйкой. По ее словам, в каждой кыргызской семье женщина умеет приготовить блюдо на вынос, поэтому рост от уборщицы до шеф-повара вполне вероятен.
"К примеру, пришла ко мне женщина посудомойкой, а потом мы ее поставили в холодный цех резать салаты, затем полностью перевели на кухню поваром. Единственное, я обучаю готовить по стандартам нашего заведения, учитывать расход продукции для блюд, делать соусы для лагмана по-нашему", — говорит владелица кафе.
Когда же свои "кидают" своих, что тоже имеет место, работодатель пользуется безграмотностью подчиненного, считает Жылдыз.
На своих работать не так уж и плохо
Молодая писательница Айсалкын Авкали, чьи книги популярны в Бишкеке, ныне в Москве в строительной сфере.
"Я работаю на кыргызов и попала к директору "тепленькой", сразу же после приезда в Москву. Мы знакомы еще со времен моей жизни в Бишкеке, я слышала о нем только хорошее от соотечественников, плюс это самый известный кыргыз в Москве. Знала, что он порядочный человек, не обманет, поэтому пошла к нему, не раздумывая. К тому же всегда мечтала работать в строительной компании.
Я не жалею, что попала к нему. Работа мне нравится, это то, что я умею и что доставляет мне удовольствие — общение с клиентами, промо и PR-компании. Мой руководитель очень спокойный, хладнокровный, никогда не показывает свои эмоции, у него многому можно поучиться. Он может легко и красиво продать все что угодно и подать так, будто это нужно тебе, а не ему. Я не знаю, опыт ли это, который приходит с годами, или талант и личное обаяние, а может, все вместе. Он никогда не подчиняет людей, а собирает команду лидеров вокруг себя", — говорит Авкали.
"Там я не знаю никого из наших, а это важно — быть осведомленным о работодателе. К тому же интуиция не подводила меня ни разу. Мне как-то говорили, что диаспора может тебе помочь, если не можешь выбить долг или тебя "кинули" с зарплатой, но за это нужно заплатить определенную сумму", — говорит она.
По словам Авкали, работая на москвичей, можно расти, если это твоя специальность, а не сфера обслуживания.
"Нелегко попасть в хорошую компанию к местным, суметь там задержаться, да еще и вырасти. Это реальное достижение. Многие знакомые работают либо в сфере обслуживания, либо ведут бизнес в торговле", — говорит она.
По данным Главного управления по вопросам миграции МВД России, сегодня в РФ трудится около 616 тысяч кыргызстанцев.
Для кыргызской трудовой миграции в РФ характерны три волны: первая — когда небольшое количество приехало строить объекты Олимпиады-80 и осело; вторая — в начале 2000-х, тогда пионерами стали выходцы из южных областей республики; третья — усиление миграции в середине нулевых.