БИШКЕК, 19 сен — Sputnik. Государственный советник и фактический лидер Мьянмы Аун Сан Су Чжи заявила, что власти страны не боятся критики международного сообщества из-за политики в отношении мусульман-рохинджа.
Она впервые публично прокомментировала ситуацию в штате Ракхайн с момента обострения кризиса в августе, сообщает ВВС.
"Я понимаю, что многие наши друзья по всему миру обеспокоены сообщениями о сожженных деревнях и толпах беженцев. Мы намерены тщательно разобраться в этом вопросе, выслушать все поступающие аргументы и контраргументы", — сказала Аун Сан Су Чжи, выступая перед парламентом Мьянмы.
Она добавила, что международное сообщество должно быть в курсе всех мер, которые власти страны принимают для разрешения кризиса.
Почему обострилась ситуация?
Новый виток политического кризиса в штате Ракхайн начался в конце августа после нападений на полицейские участки, жертвами которых стали 12 сотрудников правоохранительных органов. Власти обвинили в нападениях вооруженную группировку "Армия спасения рохинджа" (Arsa).
После нападений в Ракхайн были направлены военные. Начали поступать сообщения о жестоком обращении с местными жителями и огромных потоках беженцев в Бангладеш. В ООН действия армии Мьянмы назвали "классическим примером этнических чисток".
Беженцы утверждают, что военные преследуют их и сжигают деревни. Однако власти страны говорят, что мусульмане сами поджигают свои дома.
Что еще сказала Аун Сан Су Чжи?
С 5 сентября в Ракхайне не наблюдалось никаких конфликтов и не проводились никакие операции. Большинство мусульман решили остаться в стране, и это указывает на то, что ситуация может быть не столь напряженной.
В последние годы правительство прилагало усилия для улучшения жизни мусульман в Мьянме. В частности, в сферах здравоохранения, образования и инфраструктуры.
Госсоветник заверила, что все, кто решил бежать в Бангладеш, смогут вернуться, пройдя необходимую проверку.
Как была воспринята парламентская речь?
Аун Сан Су Чжи по-прежнему пользуется широкой поддержкой в стране, где ей пришлось долго быть политической заключенной. Однако эта речь уже вызвала критические комментарии — прежде всего потому, что в ней не была затронута тема насилия со стороны военных.
Как отмечает корреспондент ВВС в Мьянме Джона Фишер, государственный советник, судя по выступлению, "либо оторвалась от реальности, либо намеренно не видит ее". По словам Фишер, есть большие сомнения в том, что власти страны действительно принимают меры для улучшения ситуации в штате Ракхайн.
Корреспондент ВВС Джонатан Хэд, работающий в Бангладеш, тоже не уверен, что операции в приграничном штате были прекращены 5 сентября. Он говорит, что сам видел сгоревшие деревни уже после этой даты.
Какова позиция Мьянмы?
Хотя Аун Сан Су Чжи фактически возглавляет страну, основная власть в Ракхайне принадлежит военным, ответственным за контроль над ситуацией. Сами военные уверяют, что целью операции в западном штате является борьба с боевиками и она не направлена против гражданских лиц.
Ранее госсоветник заявляла, что реальная ситуация с рохинджа была искажена "огромным айсбергом дезинформации", а обстановка накалялась из-за ложных новостей, целью которых было продвижение интересов террористов.