В начале августа Адияна как обычно работала у себя в магазине в Барскооне (Иссык-Кульская область). У небольшого маркета, который женщина приобрела в кредит, стоял уставший, в потрепанной одежде мужчина. Он представился Мишей и со слезами рассказал, что ничего не помнит… Попросил у женщины помощи.
"Он выглядел так, словно бомжевал полжизни. Был в грязной одежде, обросший. Я сначала подумала, что это просто пьющий мужчина, каких много. Но дело в том, что от него выпивкой совсем не пахло. А еще он был напуган, очень. Меня смутило и то, что он русский, — у нас-то из села все русские уже давно уехали. Откуда он взялся, для меня было загадкой. Больше всего удивило, что, кроме имени, ничего не помнил", — рассказала женщина.
Она вспоминает реакцию Михаила на предложение позвать милицию. Его начало трясти, он умолял не звать оперативников. Объяснить свое поведение не мог, но просил убедительно. Поэтому женщина решила обратиться в программу "Кайдасын". Отправила фотографии Михаила и рассказала все, что знает о нем. Однако никто на ее объявление так и не откликнулся.
Поиски близких Михаила через передачу не увенчались успехом, и тогда Адияна решила действовать сама. Она показывала фото всем туристам, которые заходили к ней в магазин.
"Благо у нас ущелье Барскоон рядом и иностранцы частенько заходят ко мне. Я показывала всем, кто приходил в магазин, фотографию Миши, и рассказывала его историю, чтобы уцепиться хоть за какую-нибудь ниточку из его прошлого и найти близких. Встретила одну семью, они оказались его земляками — тоже жили в Красноярском крае. Передала им те данные, что вспомнил мой друг, и понадеялась на удачу", — вспоминает Адияна.
Она рассказала, что забота о мужчине была хлопотным делом. Человек без памяти был очень своенравным. Однажды он просто пропал.
"Как раз в тот день меня не было дома. Он пришел к нам, дочь попросила его дождаться меня, но Миша ушел. Сказал, что не хочет быть обузой и пойдет искать семью… Потерялся, как сквозь землю провалился. Я переживала сильно — кто знает, что могло с ним случиться. Пришлось его искать с участковым. Представляете, этот слабый мужчина прошел почти два села. Несколько дней жил в какой-то избушке, и если бы случайно не вышел на трассу, мы бы его так и не нашли", — рассказывает Шамиева.
После этого Адияна обратилась в российское посольство и описала ситуацию. Документы следовало оформлять с нуля, так как у Миши никаких подтверждающих его личность бумаг не было. Бюрократические процедуры длились три недели.
"Я не знала, где оставить его на это время, ведь он уходил уже несколько раз. А вдруг снова уйдет и вообще не вернется, что тогда делать? Пришлось уговаривать мужа, чтобы Миша пожил у нас. У меня пятеро детей. Те, что постарше, понимали, кто он такой, а крохи называли Мишу дедушкой и давали ему печеньки", — вспоминает Шамиева.
Соседи спрашивали, не боится ли она, что в доме живет чужой человек, да еще и с проблемами психики. Адияна говорит, что переживала, но помочь, кроме нее, никто не мог. Так Михаил прожил в кыргызской семье практически месяц. Иногда в знак благодарности он старался помочь Адияне по дому, играл с детьми. В редкие минуты вспоминал, кто он, но затем просветление сменялось забытьем.
28 сентября Михаилу выписали последние документы для отправки на родину — в Красноярский край. В посольстве России корреспонденту Sputnik рассказали, что документы оформили очень быстро. Чтобы отправить гражданина на родину, пришлось проверить много информации и отправить большое количество запросов в места, откуда он родом. Когда личность Михаила подтвердилась и бумаги были оформлены, ему купили билет на самолет.
Михаила я увидела уже в Бишкеке за пару часов до отлета на родину. К удивлению, он обложил меня трехэтажным матом.
"Не обижайтесь, пожалуйста, это он не со зла. Нервничает просто, боится того, что будет. Он и без меня ехать не хотел в Бишкек, пришлось с двумя маленькими детьми из Джеты-Огуза добираться на такси, чтобы его проводить. Я же говорила, что он потерял память, а это страшно и не так красиво, как показывают в кино. Миша хороший на самом деле, поверьте", — успокаивала меня Адияна.
Как он попал в Кыргызстан, Михаил так и не вспомнил, но я искренне надеюсь, что эту добрую женщину с большим сердцем он не забудет.