Маур пытается пересечь кыргызско-казахскую границу уже третий день. У него фура, набитая виноградом, гранатом, хурмой, айвой. Товара на 87 тысяч долларов. Одна беда — фрукты стремительно теряют свежесть.
"Я еду с юга, везу груз в Россию. В сроки уже не укладываюсь, потому что граница закрыта, Казахстан машины не пропускает. За три дня продвинулся на 2 километра. Из-за конфликтов руководителей страдает простой народ", — сетует водитель.
Он с тревогой прислушивается к звуку двигателя: если, не дай бог, что-то выйдет из строя и холодильная установка перестанет работать, везти в Россию будет уже нечего.
Сейчас на контрольно-пропускном пункте "Ак-Тилек" застряло около 300 фур: половина с кыргызскими номерами, половина — с казахскими. Есть также машины из России и Беларуси.
Транспортный поток движется медленно: в час проходит всего 1-2 фуры. При этом большегрузов со скоропортящимися товарами практически не осталось. Не повезло в основном тем, кто приехал на границу из южных регионов, — им везти товар обратно просто нет смысла.
Такая картина на кыргызско-казахской границе наблюдается уже неделю. Астана пояснила: так ведется борьба с контрафактным товаром из Кыргызстана.
"Операция по усилению контроля на казахско-кыргызском участке государственной границы идет в плановом режиме. Контроль осуществляется в рамках исполнения законодательства ЕАЭС с целью сокращения объема "серого" импорта", — говорится в сообщении Министерства информации и коммуникаций РК.
Сегодня кыргызстанский бизнес потрясла еще одна новость: введен запрет на ввоз продукции нескольких молочных предприятий Кыргызстана.
Туратбек Укубаев, глава агрохолдинга ATALYK GROUP, который занимается поставкой молока на кыргызстанские заводы, отмечает, что меры Астаны больно ударят по фермерам.
Несколько фур с алкогольными напитками агрохолдинга ATALYK GROUP также застряли на границе. Как отмечает Туратбек Укубаев, казахстанские партнеры из-за непонятной ситуации могут разорвать контракт с поставщиками из Кыргызстана.
"Пока наши клиенты в Казахстане терпят, используя запасы продукции. Но если ситуация затянется, это приведет к непоправимым последствиям. Для такого крупного предприятия, как у нас, сложности на границе еще не так критичны, в отличие от небольших хозяйств. Для мелкого же бизнеса всего одна фура с испорченным товаром может обернуться банкротством", — отметил он.
Бизнесмены уже подсчитывают убытки, говорит президент Ассоциации поставщиков, производителей и дистрибьюторов Гульнара Ускенбаева. Согласно подсчетам, сутки простоя на границе одной фуры оборачиваются для предпринимателя сотней долларов убытков. Это еще при отсутствии груза с коротким сроком годности.
"Мы терпеливо ждем, когда решится вопрос. Наши предприниматели не хотят обострять ситуацию. Она неприятная, но вполне терпимая для кыргызстанских бизнесменов, так как мы не занимаемся быстропортящейся продукцией", — отметила Ускенбаева.
По словам министра экономики Артема Новикова, ведомство уже прорабатывает план мероприятий по этим вопросам.
"Мы постоянно контактируем с предпринимателями, устанавливаем сумму ущерба. Как только соберем необходимую информацию, начнем искать решение. На границе проводится разъяснительная работа, установлены палатки с питанием", — отметил глава Минэконома.
В субботу на границе побывал глава правительства Сапар Исаков. Он поручил создать оперативный штаб по смягчению последствий ситуации под председательством вице-премьера Дуйшенбека Зилалиева.