Главная политическая драма года в Центральной Азии — выборы президента КР — завершилась мирно. Победу одержал выдвиженец от власти Сооронбай Жээнбеков, оппозиционный кандидат Омурбек Бабанов признал поражение и не стал выводить своих сторонников на улицы.
Что принесут выборы главы государства соседям Кыргызстана по региону, разбирался корреспондент Sputnik.
Все спокойно
Президентская гонка проходила шумно — на пост главы государства претендовали 13 человек. Однако двое кандидатов взяли самоотвод, их имена в бюллетенях зачеркнули.
Масла в огонь подлил и действующий президент Атамбаев, напрямую обвинивший Казахстан в поддержке Бабанова и вмешательстве во внутренние дела КР. Между соседними республиками началась необъявленная транзитная война, а на границе образовались огромные очереди.
В целом выборы прошли тяжело, заявил Sputnik Узбекистан глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. Это объясняется суровой борьбой за рейтинги: Бабанов начинал с высокими показателями, и Жээнбекову пришлось многое наверстывать.
"Сооронбай Жээнбеков стартовал с планки 5 процентов, а у Бабанова было более 30. Обе стороны задействовали большие ресурсы", — пояснил Мендкович.
Несмотря на плохие стартовые позиции, победу одержал Жээнбеков, который набрал 54,81 процента голосов, а Бабанов — 33,74. Главным же, по словам политолога, стало то, что Бабанов признал поражение и в стране не начались массовые акции протеста, которые могли бы вылиться в полномасштабный кризис.
Зарыть топор войны
Резкой смены внешнеполитического вектора не будет — вся кампания Жээнбекова строилась на сохранении курса Атамбаева, углублении отношений с традиционными партнерами и соседями, рассказал Sputnik заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Впрочем, без проблем не обойтись — новому президенту придется заново выстраивать отношения с Казахстаном.
"Жээнбеков — чиновник-хозяйственник, а не политик, он понимает, что нужно выходить из тупика. Ему надо налаживать отношения с Астаной с чистого листа", — сказал эксперт.
Зарыть топор войны поможет "временное исключение Атамбаева из политической повестки", считает Грозин.
"Бишкек скорее всего сошлется на субъективный фактор внешней политики, как уже было раньше. Сейчас политическая конъюнктура изменилась, поэтому Кыргызстан предложит северному соседу наладить отношения в обоюдных интересах", — заявил эксперт.
На отношения с Таджикистаном смена власти в Бишкеке не повлияет, сказал Sputnik Таджикистан заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.
"Нынешняя ротация власти в Кыргызстане не приведет к серьезным переменам в отношениях с соседями — это продолжение курса Атамбаева, который пытался понизить напряжение", — объяснил политолог.
В отношениях с Узбекистаном можно рассчитывать на дальнейшее укрепление связей, полагает Никита Мендкович.
"Дело в том, что именно Жээнбеков взял курс на улучшение отношений с Ташкентом. Еще в период его премьерства было достигнуто соглашение об открытии границы, которое принесло ему голоса на выборах", — напомнил Мендкович.
Будут углубляться и отношения с Россией, уверен Андрей Грозин.
Ожидать резких внешнеполитических маневров от мало искушенного в дипломатии Жээнбекова тоже не стоит, объяснил Грозин.
"Никто не ждет от него каких-то резких разворотов, не для этого он избран президентом. Вся его идеология не предполагает перемен и потрясений. Может быть, он даже будет углублять существующий политический курс".
К тому же, как уточнил Грозин, вопросы внешней политики — одна из немногих тем, по которым кандидаты в президенты демонстрировали единодушие: никто не говорил о необходимости ревизии в этой сфере, потому что пытаться улучшить хорошее бессмысленно.