"Я в Киргизии уже четыре дня… ой, в Кыргызстане!" — быстро поправляется директор информационно-просветительского учреждения "Актуальная концепция" Александр Шпаковский. Потом отмечает, что и его соотечественникам очень не нравится, когда Беларусь называют Белоруссией.
А вот окончание "-стан", по мнению политтехнолога, имиджу страны никак не вредит. Кстати, эксперт прилетел из Минска в Бишкек для участия в форуме "Кыргызстан в поисках нового бренда".
— Зачем вообще отдельной стране нужен собственный бренд? Зачем он нужен Кыргызстану?
— Во-первых, это мотивация и для самих кыргызстанцев: они должны ценить землю, на которой живут. Как я понимаю, у вас серьезно стоит проблема миграции, много людей уезжает за рубеж. Во-вторых, бренд нужен, чтобы граждане других стран понимали, что это за государство, какие тут ценности. Такое понимание помогает в привлечении инвесторов. Например, мы знаем, что в Германии развита автомобильная промышленность и что Швейцария — это сыры, часы, банки…
— А про Кыргызстан можете сказать так же метко? Что для вас наша республика?
Возьмем среднестатистического гражданина Беларуси или России — что он знает про вас? Лишь то, что в стране было две революции: когда-то соответствующие кадры облетели весь мир. Это специфика всех малых государств: мы можем привлечь внимание мировой общественности либо каким-то интересным прорывом, либо какой-то гадостью. Именно в последнем случае все мировые СМИ активизируются, как стервятники.
Я, кстати, хочу раскритиковать российское телевидение, которое транслирует шуточки про гастарбайтеров из стран Центральной Азии, сюжеты про Равшана и Джамшута. Все это формирует у обывателя иронично-негативное отношение к народам.
— Вы сказали, что туризма явно недостаточно для раскручивания бренда…
— Да, я вижу, что Кыргызстан пытается занять нишу на рынке туризма. Например, все уже знают о Всемирных играх кочевников. С удивлением я обнаружил, что Бишкек занимает первую строчку по количеству ресторанов на душу населения в Центральной Азии. Но и то и другое может быть только дополнением! Развитый мир сейчас берет курс на науку и технологии. Например, Израиль тратит четыре процента ВВП на научно-исследовательские разработки. То же самое касается Швейцарии, США…
Скажем, в Беларуси, еще лет 15 назад была разработана идея парка высоких технологий. Это наш аналог американской "Кремниевой долины". Сначала мало кто верил в его успех, но в прошлом году за счет продажи программ данный проект принес стране 820 миллионов долларов. Сейчас в нем задействованы 27 тысяч специалистов, средняя зарплата которых составляет порядка 1 750 долларов.
Я специально привожу этот пример для кыргызстанских друзей, потому что Узбекистан уже заинтересовался нашим опытом. Сейчас человек, который внедрял проект в Беларуси, консультирует Ташкент.
— В Кыргызстане многие считают, что страну может поднять сельское хозяйство. Идея кажется отличной — экспортировать наши экологически чистые продукты в Европу. Дескать, ценители готовы будут покупать их задорого.
— Я вам сейчас расскажу про Европу… Вот мы в сельском хозяйстве сделали ставку на молочную отрасль: занимаем пятую строчку в мире по выпуску данной продукции. Но львиная доля наших покупателей — россияне. У нас прекрасное молоко, несмотря на некоторые претензии Россельхознадзора. Однако даже те предприятия, которые прошли длительные процедуры сертификации, чтобы поставлять свои продукты в Европу, продают туда немного товара.
Другое дело, что необходимы значительные средства. Должны появиться современные молочные комбинаты, где соблюдаются все международные стандарты. Нужны крупные животноводческие комплексы. Если кто-то думает, что успехов можно добиться ручным трудом, то я в этом очень сомневаюсь. Такие вопросы с кондачка не решаются, требуется серьезное планирование. Я не в курсе, каково состояние аграрной отрасли в Кыргызстане, но в наших широтах о вашей продукции неизвестно практически ничего. Пожалуй, только мед у всех на слуху.
— Сейчас у нас не все гладко в отношениях с Казахстаном: уже больше месяца кыргызстанские фуры с трудом проезжают границу.
— Подобными методами пользовались и в Беларуси, и в России. Власти в одностороннем порядке вводят таможенный контроль на границе, хотя правилами Евразийского экономического союза это запрещено. Да, последний кыргызско-казахский конфликт — просто уже какой-то абсурд…
— Здесь часто дискутируют на тему, вредит ли окончание "-стан" имиджу страны…
— По-моему, это ничего не решает. Если у вас будут созданы условия для привлечения инвестиций, развития бизнеса и промышленности, люди будут приезжать в республику, невзирая ни на какой "-стан".