Болоту 25 лет. Он сейчас служит в городе Ним. В интервью корреспонденту Sputnik Кыргызстан парень рассказал, как попал туда.
— Работал в аэропорту в Кыргызстане. Услышал о легионе от ребят. Все разузнал, подал заявку и поступил. В ряде мест во Франции есть центры, где отбирают людей в легион.
— Требования были жесткими?
— Проходишь интеллектуальный (IQ) и медицинский тесты, затем беседу с психологом. И, конечно, физические нормативы. Ты должен быть крепким.
Потом курс молодого бойца. Первоначально станешь легионером, через год переходишь в премьер-класс.
До начала службы четыре месяца без выходных будут проводиться инструктажи — это тяжелое испытание. Если вытерпишь — остаешься, нет — возвращаешься на родину.
— Какое у вас сейчас звание?
— Недавно вернулся с курсов и получил звание капрала. Это значит, что я смотрю за военнослужащими во взводе. Следующее звание — сержант. Если снова отправят на курсы и учения, то повышу свой ранг.
— Как здесь обеспечивают военных? Каковы условия на вашей службе?
— Обеспечивают одеждой, вплоть до носков. Военная форма обновляется ежегодно. В одной комнате живут четыре человека. Есть телевизор, холодильник — в принципе, все нужные условия. Здесь большое внимание уделяется здоровью военнослужащего. Служба начинается утром в 6 и заканчивается вечером в 18.00. После этого можно отдохнуть, выехать в город. В казарме мы обычно много времени не проводим, ездим на различные учения. Было бы в Кыргызстане так, служил бы на родине.
— Предусмотрена ли зарплата или стипендия?
— Да, получаю в месяц 1 300-1 400 евро. На поездки на учения и расходы по службе выделяются дополнительные средства.
— Служили в Кыргызстане? Сильно ощущается разница?
— Проходил на родине альтернативную службу. Сравнивать сложно. Как я слышал, у нас нет должного финансирования в армии.
— Почему именно Франция?
— Всегда мечтал выехать за границу, увидеть мир. Когда услышал про легион, подумал, что хотя бы увижу Европу.
— Как преодолели языковой барьер?
— Вначале путался в приказах командиров, были сложности, тем не менее французским овладел. При поступлении общался с помощью переводчика. Сейчас продолжаю осваивать язык. Здесь служат представители различных наций. Я им рассказываю о наших традициях, они о своих. Потом начинаем сравнивать. В целом жизнь здесь интересная.
— Какие новшества внесли бы в армию Кыргызстана, если бы начали служить на родине?
— Перед тем как требовать что-то от военных, я бы поискал пути для создания должных условий. Надеюсь, что смогу применить в Кыргызстане полученный здесь опыт. Хочу внести вклад и заявить о себе, прославить имя своего отца.
— Вы гордитесь кыргызстанцами, которые прославляют страну за рубежом?
— Мне всегда радостно, когда кыргызстанские спортсмены завоевывают награды за рубежом. Я очень хочу, чтобы им уделяли больше внимания. Кыргызы шустрые, это заметно даже в легионе. Никто не говорит плохо о наших соотечественниках. Здесь служат 18 кыргызов. Шестеро, включая меня, — в сухопутных войсках.
— Нашли тут друзей?
— Да, конечно. Среди них казахи, русские, украинцы и даже с Мадагаскара. Самый близкий друг — сенегалец. Мы с начала службы вместе. Стали, наверное, как братья.
— Есть ограничения по уставу? Может, какие-нибудь особые запреты.
— Запрещается в течение пяти лет жениться, приобретать машину. Кроме этого, строгих ограничений нет. Но если в течение пяти лет получил звание сержанта, можешь обзавестись семьей. Вот тогда можно купить дом и жить вне воинской части.
— Когда вернетесь в Кыргызстан, чем займетесь?
— Я об этом часто думаю. Мне еще три года служить. Надо жениться, а дальше посмотрим.
— Женитесь на кыргызке или есть избранница из другой страны?
— На кыргызке. В Кыргызстане есть девушка.
— Скучаете по родине? Расскажите о вашей семье.
Отец всю жизнь работал водителем, мать — учительницей. Они часто ездят в США к моим братьям. Я планирую пригласить их следующей весной во Францию.
— Если вас отправят в горячие точки, поедете?
— Сюда мы пришли по своей воле. Если отправят — поедешь, откажешься — заставлять не будут. Если оставишь часть и станешь дезертиром, тебя никто искать не будет. Но когда создали хорошие условия, то и уходить не хочется. Но мне очень хочется вернуться и жить с родителями. Жениться…
— Легион помог вам сформироваться как личности?
Меня всегда спрашивают здесь, в каком направлении хочу работать. Во время инструктажей запрещается использовать мобильные телефоны. Вот тогда мечтаешь даже о простом аппарате. То есть здесь рад даже чему-то меньшему. Также научился правильно распределять время, ценю каждую минуту.