Всю прошлую неделю в таджикском сегменте социальных сетей бурно обсуждали только одну тему: в душанбинской общеобразовательной школе № 21 преподавательница подняла руку на ученицу.
Короткое видео о неприятном инциденте вызвало массу споров. Одни обвиняли во всем школьную систему, другие — непослушных детей.
В целях воспитания
То, что в школах наряду с интеллектуальным зачастую применяют физическое воспитание детей, к сожалению, давно не новость во многих странах. Школьников нередко оскорбляют, и многие смотрят на такой метод воспитания спокойно. Есть по теме даже народная пословица, что бить в целях воспитания вполне оправданно.
Школьник, как пояснили позже, сам был виноват, поскольку опоздал на урок, а у педагога к таким "трудным детям" иного подхода нет, пояснили его коллеги.
Также не понес наказания учитель столичной школы № 75. Ему несколько месяцев назад, как отметили в местных СМИ, пришлось в целях воспитания метнуть в ученика стол. Такому поведению педагога в Минобрнауки страны дали короткое пояснение: ударил в состоянии сильного огорчения.
Обнародуются подобные случаи, конечно, не всегда, ведь зафиксировать рукоприкладство учителя практически невозможно: во-первых, детям в таджикских школах запрещается носить с собой мобильные телефоны, а во-вторых, камеры видеонаблюдения в классах не установлены.
Не пойман — не вор, вот и факт избиения моего сына в прошлом году мне никак не удалось доказать. Ребенок часто жаловался на классную руководительницу, которая могла легко и просто дать ребенку пощечину перед классом, бить по рукам железной линейкой, а также обзывать всевозможными нецензурными словами. Совершала все это учитель с 25-летним стажем работы, она же занимала должность заведующей по воспитательной части, отчего ставить под сомнение ее методы не считалось возможным.
И вообще, как мне потом пояснили в руководстве образовательного учреждения, которое носит гордый статус гимназии, если учитель бьет —значит любит, воспитывает и хочет ребенку как лучше.
Предоставленные сами себе
Но рукоприкладство в таджикских школах — это далеко не все. Повсеместной проблемой сегодня считается нехватка учителей, отчего зачастую детям приходится впустую просиживать уроки.
Когда Российская Федерация отправила в начале нынешнего учебного года в Таджикистан 29 учителей, все с облегчением вздохнули. Высококвалифицированные преподаватели по таким предметам, как математика, информатика, физика, биология, химия, а также русский язык и литература, были распределены по душанбинским, хорогским, хатлонским, согдийским школам, нескольких отправили в образовательные учреждения РРП. Однако этой первичной помощи не хватило на все школы, где ощущается нехватка педагогов.
В одну из центральных школ, куда мне совсем недавно пришлось перевести сына из-за учительского самосуда, тоже распределили двух российских учителей по математике и химии. Но по русскому языку и литературе так и не нашли. На вопрос, как так получилось, что в классе с русским языком обучения вот уже третий месяц нет учителя по ключевому предмету, ответ дали более чем четкий: заработная плата никого не устраивает, а бывший педагог за лучшей долей уехала в Россию по программе переселения.
В Таджикистане заработная плата учителей достигает в среднем 1 083 сомони (121 доллар), отчего опустевшие ряды нынче в состоянии пополнить лишь студенты-практиканты педагогических вузов. В большинстве именно им ежедневно доверяют своих детей таджикские родители. Вот и мне приходится с болью в сердце отправлять единственного сына в школу, где у доски будет стоять 20-летний учитель, который хоть и очень старается, но говорит о русской литературе с элементарными ошибками и грубейшим акцентом.
Молодой педагог кричит, пытаясь перекрыть шум в классе, наказывает учеников, хотя беспокойными они стали из-за его некомпетентности и от того, что он пришел неготовым и не смог интересно раскрыть тему. Для него это не так важно. Главное, что отведенные 45 минут закончились, а в журнале стоит галочка по теме "Крылов и его "Волк на псарне".
Спорить в подобных случаях с ним о неподготовленности к уроку или с директором школы о неграмотности учителя бесполезно. Первый говорит, что дает ровно столько, сколько платят, а второй просит быть благодарным и за это.
В этом учебном году 20,8 тысячи абитуриентов провалили вступительные экзамены в вузы Таджикистана. А из 916 школьников, принявших весной этого года участие в экспериментальном экзамене по написанию эссе, 80 процентов получили "двойки". Чтобы изменить ситуацию, в 2011 году был принят закон "Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции