"Ну что, раньше вообще никак? И в обед?" — я тщетно пыталась уговорить девушку прийти на интервью пораньше, но та была непреклонна: Маржана Кадырова ни за что не отпросится с работы без уважительной причины. Всем бы таких сотрудников!
— Расскажите о своей семье.
— Мы с мамой и сестрой живем втроем. Папу потеряли, когда мне исполнилось двенадцать. Кстати, мама очень многое вложила в мой характер…
— Я прочла в одном интервью, что, по ее мнению, вы пока не готовы стать супер-келинкой. А смогли бы уехать за любимым в село, чтобы жарить на костре боорсоки?
— Нет, не смогла бы. Есть девочки, для которых именно такая жизнь — настоящее счастье, и это хорошо. Но я, честно, не готова все время просто ждать мужа с работы.
— Когда вы начали танцевать? У вас сразу хорошо получалось?
— В пять лет я стала заниматься народными танцами — это было мамино решение. Уже тогда у меня хорошо получалось. Вообще, если ты выступаешь в ансамбле, у педагогов не принято кого-то выделять. Однако я всегда танцевала в первой линии, а это показатель.
Учась в старших классах, за компанию с подружками пошла на уличные танцы. Первое время они давались мне нелегко: ну как импровизировать под музыку, которую слышишь первый раз в жизни?! Позже я не просто втянулась, а поняла, что уличные танцы — это часть меня.
— Вы отучились на юриста. Почему именно такой выбор?
— Я просто хотела учиться в АУЦА. Кстати, нам преподавали не только юриспруденцию и основы законодательства, но и международное право, политику и другие интересные дисциплины. То есть я могу работать как юристом, так и дипломатом.
— Как вы решились открыть свою студию танцев?
— Когда я училась на втором курсе, студия, где я преподавала, закрылась. Многие разъехались, а мы с одним коллегой заскучали… и решили открыть собственную студию. Вложения были небольшими: мы сняли помещение, потратились на аппаратуру и мебель. Деньги я попросила у мамы, обещав, что верну в течение года.
Выяснилось, что это гораздо труднее, чем кажется. Даже если ты популярна в танцах, не факт, что завтра возле твоей студии выстроится очередь. Впрочем, нам удалось привлечь клиентов. Студия успешно проработала год, после чего я поняла, что больше не смогу этим заниматься: начался четвертый курс, надо было писать дипломную работу, а времени на то, чтобы совмещать учебу, творческую деятельность и бизнес, катастрофически не хватало.
— Вы хорошо учились?
— В школе я была круглой отличницей, окончила ее с золотой медалью. Потом пришло осознание: оценки ничего не значат! В университете я решила заняться более важными проектами и не гнаться за "пятерками".
Кстати, как-то одна особа задумала "разоблачить" меня и написала в соцсети огромный комментарий: дескать, на самом деле я училась из рук вон плохо. Что самое интересное, эту девочку я не знаю, мы никогда не учились вместе. А мой GPA составлял 3.5 балла (GPA — шкала оценок, где высший балл 4.0). У меня было что-то вроде "четверки с плюсом".
— Когда вы почувствовали себя популярной?
— Сначала в танцах, когда стала побеждать на крупных фестивалях здесь и в Алматы. А позже благодаря съемкам — когда в главном зале университета стали крутить рекламные ролики с моим участием. Почему-то один за другим… Если честно, в такие моменты мне становилось неловко: не люблю когда "много меня".
— Как проходят съемки для рекламных роликов?
— Неблагодарное это дело! Чтобы отснять 30-секундный ролик, нужно потратить пару суток. Часто вся съемочная группа мерзнет, не спит по ночам.
— А сколько платят? Одной моей знакомой заплатили 5 тысяч сомов за день работы…
— У всех по-разному. Но пять тысяч — это чуть ниже среднего.
— Как вы попали на конференцию ООН?
— Сначала я думала, что будет сложно. Требовалось написать восемь мини-сочинений на разные темы: от своих увлечений до будущего страны. Я выбрала тему гендерного равенства. Мои работы одобрили и отправили мне приглашение.
Сама конференция проходила скучновато. Нет, там выступало много уважаемых людей, но целый день сидеть и слушать лекции оказалось просто невыносимо. Я бы предпочла обсуждения и интеллектуальные игры.
— Почему вас интересует тема гендерного равенства?
Когда я студенткой проводила мониторинг для юридической клиники АУЦА, узнала, что половина девочек, которые отказались ходить в школу, сделали это под давлением близких. Родители считают, что образование их дочерям не требуется: главное, чтобы те научились вести быт. По-моему, это ненормально! Весь мир тянет женщин вперед, а мы откатываемся назад.
— Почему вы устроились на госслужбу?
— Я никогда не хотела там работать. Моя мама — госслужащая, и я с детства видела, сколько нервов надо иметь для такой работы, каким дисциплинированным человеком нужно быть. Мама может сидеть на работе до 9 вечера: не уйдет раньше, чем руководство. Но все равно она советовала мне идти в госслужащие.
Сначала я заменяла сотрудника в Госагентстве по антимонопольному регулированию — работала делопроизводителем в отделе правовой экспертизы и закупок. Теперь же я специалист отдела молодежной политики Госагентства по делам молодежи, физкультуры и спорта.
— Маленькие зарплаты вас не испугали?
— Когда мне выдали первую зарплату… Да можно было просто плакать! От съемок одного рекламного ролика я получаю вдвое больше, чем за месяц работы в госагентстве. И все-таки готова трудиться дальше. Я учусь, понимаю, как работают государственные механизмы. Раньше, как и многие, думала, что наше государство ничего не делает, а сейчас вижу систему изнутри. Могу с уверенностью сказать, что государство работает хорошо!
— Вам когда-нибудь помогала ваша красота?
— Внешность всегда влияет на жизнь. Но, думаю, важно быть не красивой, а опрятной.
— Поклонники часто дарят вам дорогие подарки?
— Часто! Если честно, мне в такие моменты всегда неловко: ну за какие заслуги на меня должны так тратиться?
— Сталкивались ли вы с мужской подлостью?
— Нет. Хочу сказать всем девушкам: если вы не разделяете чувств парня, дайте ему знать об этом максимально корректно. Не надо никому хамить, потому что это может стать причиной ненависти и подлых поступков.
— Чем в своей жизни вы гордитесь?
— Маминым воспитанием. Она взрастила во мне бережное отношение к людям. Я видела, как многие, став популярными, прекратили общаться со старыми знакомыми.
Для меня главное — оставаться простым человеком. Я горжусь своими отношениями с людьми.