Кажется, в Кыргызстане никто моложе 25 лет не понимает термина "страна третьего мира". Фразеологизм из эпохи "холодной войны" вроде бы у всех на слуху, но, если спросить отдельно взятого студента, что это за страна такая, он ответит что-то в духе "ну, типа как мы". А тот факт, что 30 лет назад мы были вторым миром, который ничем не уступал первому, для молодежи остается за кадром. Можно долго рассуждать о недостатках и преимуществах той эпохи, но качество советского образования и науки, равно как и глубина их дальнейшего падения, бесспорно.
3 января на заседании Жогорку Кенеша депутат Пархат Тулендыбаев призвал правительство восстановить здание бывшего планетария в центре Бишкека. Сейчас руины этого строения мало напоминают тот просветительский центр, каким он когда-то был, зато общее состояние образования и науки в стране рисуют достаточно наглядно.
Горизонты, которые закрылись
Открылся планетарий в 1974 году и состоял из двух залов: звездного на 60 человек и кинозала на 120. Оптическое оборудование было самым современным для того времени – "Карл Цейесс" производства ГДР. При входе в фойе посетителей встречал полноразмерный макет одного из главных символов советской науки — первого искусственного спутника Земли, давшего название не только сайту, который вы сейчас читаете, но и, например, крупнейшей равнине на Плутоне, открытой 2 года назад.
В 90-х на месте планетария открылся гей-клуб. Здесь иному ностальгирующему читателю захочется вставить эпитеты про загнивающий капиталистический Запад, но как раз там с финансированием образования и науки все нормально. Руководство развитых держав прекрасно понимает, во что нужно вкладывать государственные средства, чтобы они работали на экономику. Это их ученые отдали дань советскому спутнику, выбирая названия для деталей рельефа на Плутоне. А спутник из фрунзенского планетария, скорее всего, утрачен насовсем. Сейчас здание выделяется только разбитыми окнами и обшарпанными граффити на месте космических барельефов.
О третьих мирах
В этом году Индия планирует начать собственные пилотируемые космические полеты. И это страна, которая до сих пор не может преодолеть средневековую кастовую систему. Государственные космические программы реализуют Иран и обе Кореи. Индия и Китай выделяют огромные бюджеты на то, чтобы их студенты учились в лучших университетах мира, а потом (что немаловажно) получили достойную работу на родине.
Для воспитания у молодежи патриотизма нужно не строить церкви и мечети, а дать человеку возможность получить качественное образование и реализоваться в родной стране. Да, восстановление планетария не решит проблем. Да, это мелочь, это не самоцель и не базис для развития страны. Но это здание — символ того романтического юношеского стремления, которое заставляет развиваться и развивать общество. И это отличное свидетельство того прошлого, которое ушло, и того настоящего, которое у нас не наступило.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции