Я был свидетелем двух революций в стране, после которых нам обещали начать борьбу с коррупцией. С момента первой прошло 13 лет, но разве что-то изменилось?
Недавно наш президент раскритиковал работу правоохранительных органов и пообещал всемерно бороться с коррупцией. Жесткое выступление Сооронбая Жээнбекова, безусловно, радует, но из памяти не выходят 13 лет…
Коррупция может царить как на низшем, так и на самых высоких уровнях. И это удар не только по экономической безопасности государства — она разрушает абсолютно все.
Когда у нас налево-направо продавались водительские удостоверения, глупо было ожидать чего-то хорошего. Это самая настоящая диверсия в отношении народа. А кто понес ответственность?
Считаю, что сегодня единственным эффективным методом борьбы с коррупцией в стране может стать создание группы, в которую войдут следователи, оперативники и хороший отряд спецназа. Подчиняться они должны только президенту и, если надо, даже нигде официально не числиться. Задача этой группы — внезапные задержания коррупционеров всех мастей в разных уголках республики. Результаты ее деятельности следует демонстрировать в Интернете и по ТВ. Надо сделать так, чтобы при одной мысли о взятке у чиновников выступал холодный пот.
Я не хочу говорить об обысках, тщательных расследованиях и прочем. Если просто бороться с коррупцией теми методами, которые есть сейчас, ожидаемых результатов может не быть. Взять, к примеру, министра внутренних дел. Ранее он возглавлял Антикоррупционную службу ГКНБ, которая хоть как-то противодействовала взяточничеству в МВД. Получается, теперь бывшие подчиненные министра должны бороться с нынешними. Как-то не совсем складно, согласитесь?
Борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу. О ней должны говорить в школах и вузах.
Постараюсь перечислить главные, на мой взгляд, меры противодействия коррупции в Кыргызстане:
— обеспечение свободного доступа населения к информации об использовании и распределении бюджетных средств;
— усиление роли гражданского общества и обеспечение свободы СМИ;
— государственная защита лиц, заявивших о фактах коррупции;
— создание независимой структуры для расследования фактов коррупции в эшелонах власти (то, о чем я писал выше);
— целью расследования фактов коррупции в органах власти должно быть не только наказание виновных, но и возврат государству его активов;
— упразднение бюрократических процедур;
— утверждение верховенства закона и ужесточение законодательства;
— обеспечение независимости судебной системы (в том числе посредством кардинальных реформ);
— проведение жестких акций из разряда "чтобы другим неповадно было" (вплоть до поголовного увольнения сотрудников государственных ведомств);
— строгий надзор за соблюдением высоких этических стандартов;
— обеспечение неотвратимости наказания, невзирая на должности виновных, их материальное и социальное положение;
Я не предлагаю создавать целый институт по противодействию коррупции, собрав в нем 500 человек, и платить им за то, чтобы они с умными лицами обсуждали проблему. Надо просто понимать, насколько мы действительно хотим бороться с данным явлением и как далеко готовы пойти ради интересов страны, ее светлого будущего.