БИШКЕК, 22 фев — Sputnik. В Бишкеке обсудили перспективы евразийской интеграции в условиях вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС, сообщила пресс-служба региональных экспертов "Пикир".
Эксперты рассмотрели основные преимущества документа, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность стран Евразийского союза.
Договор о новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанный странами — участницами объединения 11 апреля 2017 года в Москве, вступил в силу 1 января текущего года.
Как сообщил старший инспектор Государственной таможенной службы Ниязбек Ибраимов, новый евразийский ТК не подразумевает глобальных новшеств и изменений, но решает две основные задачи.
Первая — унифицировать национальное законодательство в сфере таможенного регулирования. Прежний вариант документа был разработан, когда в союз входили только Беларусь, Казахстан и Россия.
Вторая задача вытекала из развития цифровых технологий и заключалась в необходимости законодательно закрепить внедрение новых технологий.
"Незначительные новшества есть, но они только упрощают деятельность бизнеса", — сообщил таможенник.
По мнению экономиста Джумакадыра Акенеева, несмотря на то что новый евразийский Таможенный кодекс заработал, в вопросах пересечения внешних границ остается еще много изъянов и недостатков. Он добавил, что отечественные предприниматели в последнее время все чаще сталкиваются с препятствиями при железнодорожных перевозках, в частности, на территории Казахстана.
По словам эксперта, таможенные структуры соседней республики осуществляют неправомерный досмотр транзитных грузов, которые направляются в Кыргызстан.
Однако, по мнению председателя комитета Торгово-промышленной палаты Кыргызстана, экономиста Кубата Рахимова, общий для всех стран ЕАЭС свод правил таможенного регулирования не сразу приведет к балансу интересов всех государств.
"Новый Таможенный кодекс ЕАЭС — это наднациональный документ, который в ближайшее время повлечет конфликт между наднациональными и суверенными интересами. В какой-то мере этот конфликт уже проявляется, например, в виде нездоровой конкуренции между таможенными структурами Кыргызстана и Казахстана, когда казахи стараются перенаправить грузовые потоки из третьих стран к себе, отбив их у нас", — отметил Рахимов.
По его мнению, нужно расширять производства, создавать экспортные центры. Увеличение экспорта должно стать главной задачей и бизнеса, и государства, добавил он.
О необходимости развивать экспортный потенциал говорил и эксперт в сфере экономики, бывший вице-премьер Кыргызстана Олег Панкратов. По его словам, современные методы таможенного администрирования через электронные системы позволят прослеживать движение товаров.
"В принципе электронная система вообще позволит снизить уровень контрабанды", — отметил Панкратов.
Вернувшись к вопросу о кыргызско-казахской конкуренции за грузовые потоки, эксперт подчеркнул, что причина кроется в налоге добавочной стоимости, который, в отличие от таможенных платежей, идущих в общую евразийскую копилку, остается в бюджете страны, осуществляющей таможенную очистку.