00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
15:59
1 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
3 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
On air
23:58
1 мин
06:58
1 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
5 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 12:00
12:01
7 мин
Будь в курсе
Как поддержка русского языка способствует развитию кыргызского
12:08
36 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
"Бишкеклифт" борбордогу 48 лифтти модернизацияланды — быйыл жалпы канча лифт жаңыланат?
13:04
26 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
ОПЕК фонду менен жеке сектордо кызматташуу Кыргызстанга эмне берет?
13:31
25 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 14:00
14:01
3 мин
Особый акцент
Славяне и тюрки: история веков дружбы и взаимодействия — беседа с историком
14:04
52 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
3 мин
Ачык кеп
Жумушчуларды камсыздандыруу кандай таризде жүрөт?
15:04
41 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 16:00
16:01
3 мин
Личный интерес
Новые торговые пути, как основа меняющегося Мира- беседа с Муратом Мусабаевым
16:04
51 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Жума жыйынтыгы
Апта ичинде болуп өткөн айрым окуяларга токтолобуз
17:05
45 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
5 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
5 мин
Спортбокс
2024-2034-жылдары Кыргызстанда футболду өнүктүрүү боюнча жарлыкка кол коюлду - эмнелер жасалат?
19:06
39 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
5 мин
Итоги недели
Информационно-аналитическая программа
20:06
53 мин
Ачык кеп
Жумушчуларды камсыздандыруу кандай таризде жүрөт?
23:04
41 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Допустит ли Бишкек появления "старшего брата" в ЦА — интервью с политологом

Подписаться
Почему страны Центральной Азии начали дружить и будут ли Узбекистан и Казахстан претендовать на лидерство в регионе? На эти и многие другие вопросы в интервью ответил казахстанский политолог.

15 марта в Астане прошла рабочая (консультационная) встреча глав государств Центральной Азии. Инициатором выступил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Об итогах встречи, почему страны Центральной Азии долго не могли начать полноценный диалог, а также, что даст сближение странам региона, корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал директор Группы оценки рисков РК кандидат политических наук Досым Сатпаев.

— Вояж президента Мирзиёева интересен, во-первых, встречей с Рахмоном, во-вторых, приехал он и в Казахстан. А еще до этого, осенью прошлого года, Мирзиёев посетил Кыргызстан.

— И Туркменистан…

— Встречи уже названы историческими и прессой, и главами государств. Не свидетельствует ли это о том, что реализация интеграционной идеи в рамках малой, "постсоветской Центральной Азии" вновь приобретает очертания?

— Вы знаете, у нас был очень большой перерыв в отношениях между странами с точки зрения попыток создать единое региональное пространство. Насколько я помню, было пять или шесть проектов объединения стран Центральной Азии для решения определенной категории совместных вопросов. К сожалению, все они остались по большей части на бумаге.

Саммит глав государств Центральной Азии в Астане - Sputnik Кыргызстан
Эмоции президентов стран ЦА на встрече в Астане — фоторепортаж
В 2005-м была последняя попытка. Кстати, тогда же поднимали активно тему создания Международного водноэнергетического консорциума. Но надо исходить из того, что в тот период, может быть, одним из главных тормозов регионального взаимодействия был Узбекистан, который занял жесткую позицию по отношению к Таджикистану и Кыргызстану по проблемам границы, воде, борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Я хорошо помню, что, когда встречался с узбекскими чиновниками и экспертами, они часто заявляли, что Узбекистан — это бастион, а остальные страны не предпринимают никаких усилий для эффективной борьбы с радикализмом, ну и так далее. Много было разногласий еще с того периода.

То, что сейчас происходит, конечно, важный исторический этап. Но, с другой стороны, надо быть готовыми, что обиды, трения, конфликты, которые копились в регионе в течение многих лет, невозможно быстро разрешить. Необходима политика win to win, когда две стороны, взаимодействуя, понимают, что в итоге обе будут победителями. Встреча, которая прошла в Астане (рабочая встреча глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также представителя Туркменистана. — Прим. ред.), обратите внимание — это не официальный саммит. Это рабочая консультативная встреча. Там не предполагается каких-то договоров о стратегическом сотрудничестве.

— Больше похоже на демонстрацию намерений, скажем так…

— Да, сейчас идет попытка реанимации инициатив, которые когда-то были. И самое интересное, что именно Шавкат Мирзиёев предложил провести эту встречу в Казахстане. Это тоже показательно.

Именно Мирзиёев в прошлом году, когда проходила международная конференция в Самарканде, сделал несколько важных заявлений. И одно из них мне очень понравилось. Он предложил тогда создать Ассоциацию глав приграничных регионов стран Центральной Азии. И тогда же сказал, что политики должны создать благоприятные условия для работы, а бизнесу, когда он начнет работать в приграничных регионах, никто не должен мешать: надо быстрее наладить контакты.

Архивное фото президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова - Sputnik Кыргызстан
Что сказал Жээнбеков на встрече глав стран Центральной Азии в Астане
Если от слов наши страны перейдут к делу, хотя бы по приграничному сотрудничеству, это уже будет большим прорывом. А дальше методом постепенного развития, как это делали страны Европы. Они же не сразу создали ЕС…

В принципе в Центральной Азии можно создать ядро такого взаимодействия по двум важным направлениям: приграничное и водноэнергетическое сотрудничество. Если будут эти два столпа, появится и хорошая перспектива для развития.

— Получается, что именно Узбекистан становится главным фактором сближения в регионе, как когда-то был главным фактором заморозки, по сути, процесса?

— Скорее всего, да. Узбекистан проснулся после долгой спячки и сейчас, по сути, наверстывает упущенное, потому что Казахстан изначально и традиционно был сторонником взаимодействия в Центральной Азии. Но потом у нас опустились руки. После 2005 года, обратите внимание, казахстанское руководство все чаще начало позиционировать Казахстан не как часть Центральной Азии, а как "евразийское государство". Почему так? Потому что уже было разочарование — все попытки, которые Астана предпринимала, не удались. Поэтому Казахстан переориентировал всю свою энергию на евразийскую модель, а потом на создание Таможенного союза, ЕврАзЭС…

Сейчас есть хорошая возможность вернуться в центральноазиатское русло. Помните, еще несколько лет назад прозвучало заявление президента Казахстана убрать окончание "стан" из названия страны, чтобы не ассоциировать себя с другими странами. Это тоже был показатель разочарования.

Что показывает опыт Евросоюза и, в принципе, других региональных блоков? Там всегда должны быть страны-локомотивы. В ЕС это Франция и Германия.

Рабочая встреча глав государств Центральной Азии в Астане - Sputnik Кыргызстан
Назарбаев похвалил президентов стран ЦА — отметил достижения каждого
В Центральной Азии такими странами могли бы стать Узбекистан и Казахстан. Не в качестве "лидеров", потому что наше лидерство никто не признает, а в качестве локомотивов, которые будут инициировать совместные проекты, где-то их финансировать, потому что у этих стран больше финансов, чем у Кыргызстана и Таджикистана. Так делают Франция и Германия в ЕС. Если наши страны будут таким хорошим дуэтом, думаю, весь регион можно будет "подтянуть" под общие проекты без попыток продемонстрировать какие-то амбиции, вроде борьбы за лидерство и так далее.

— Кстати, когда мы говорим о Казахстане и Узбекистане, часто упоминаем и реальную конкуренцию за лидерство в регионе. Нужна ли эта гонка?

— На самом деле это высосано из пальца. Конкуренции не было. Узбекистан при Исламе Каримове и Казахстан демонстрировали разные модели развития — и экономического, и политического. При Каримове Узбекистан был зациклен на себе, находился немного в состоянии изоляции.

Если речь идет об экономическом развитии, Казахстан считался фаворитом, но именно с точки зрения привлечения инвестиций. Я считаю, что конкуренция начнется именно сейчас, когда Шавкат Мирзиёев очень резко начинает менять и внешнюю политику Узбекистана, и внутреннюю экономическую политику. Если он будет проводить не на словах, а на деле либерализацию экономики, если будет улучшать инвестиционный климат, активно проводить реформы для повышения конкурентоспособности страны, у Казахстана появится конкурент в экономическом сегменте, причем серьезный.

— А в политическом смысле?

Официальный визит президента КР Сооронбая Жээнбекова в Узбекистан - Sputnik Кыргызстан
Вместе сила — зачем президенты стран ЦА ходят друг к другу в гости
— Политическое лидерство я считаю мифом. Что это такое? Лидерство есть только тогда, когда его кто-то признает. В Центральной Азии этого не получится сделать, даже если завтра Казахстан или Узбекистан будут на что-то подобное претендовать. Я уверен, что ни Душанбе, ни Ашхабад, ни Бишкек никакую форму лидерства здесь не поддержат. Они не захотят "старшего брата", как в свое время, например, Узбекистан в начале 90-х годов не захотел видеть Турцию в этом качестве. Все хотят равноправных отношений.

Да, экономически позиция у Казахстана лучше, но политического лидерства у страны в регионе нет. Помните прошлогодний конфликт между Кыргызстаном и Казахстаном? Это четкий показатель того, что страны Центральной Азии готовы экономически и культурно сотрудничать, но никто не будет кого-то рассматривать выше себя. Такого не получится.

— Реформаторство Мирзиёева, на ваш взгляд, какой природы: это исторические амбиции, попытка выйти из-под влияния каримовского окружения, решение государственных задач математически?

— Думаю, то, что вы назвали, имеет место как совокупность факторов. Понятно, что, если ты хочешь провести какие-то изменения, то должен избавиться от наследия прошлого. А это не только существующая система, но и люди, которые ее олицетворяют. С другой стороны, Мирзиёев все-таки был премьер-министром. Это немаловажный момент. Когда-то руководил регионом. Он хозяйственник. Не просто человек, долгое время занимавший какие-то должности по идеологической или партийной работе. Это хозяйственник, который хорошо знает, из чего состоит узбекская экономика, где ее сильные и слабые места. Мирзиёев понимает, что, если он хочет сделать Узбекистан государством привлекательным, необходимо проводить хотя бы первые этапы каких-то реформ.

Конечно, рассчитывать на то, что он проведет какие-то политические реформы, тоже не стоит. Жесткая система политического контроля — важный ресурс. И он будет его использовать. То есть будет делать только какие-то точечные послабления. В сфере экономики он, скорее всего, захочет перенять модель Китая либо Сингапура, как у нас тоже это позиционировали — экономические реформы при сохранении жесткого политического контроля. Но рано или поздно он может столкнуться с теми же проблемами, что и другие страны: по мере экономического развития Узбекистана там появятся средний класс, частный собственник, независимый от государства, с более свободным образом мыслей. Рано или поздно средний класс превратится в ту самую силу, которая будет требовать больших перемен.

— После распада СССР прошла четверть века. Если не получится значительно улучшить отношения в этот раз, не сыграет ли время злую шутку, когда, разойдясь по разным путям развития, мы ощутим уже не политические, а цивилизационные барьеры?

— Уже! Уже за эти 20 с лишним лет мы, близкие соседи, стали далеки друг от друга. Потому что, обратите внимание, за все эти годы мы так и не создали в Центральной Азии единого информационного пространства. Мы друг о друге очень мало знаем. Правильно?

— Очень мало. Парадокс: казахстанцы, живя в Алматы, плохо знают о том, что происходит в Бишкеке, хотя мы находимся относительно близко.

Официальный визит президента КР Сооронбая Жээнбекова в Казахстан - Sputnik Кыргызстан
Холод на улице, теплота в переговорах — о визите Жээнбекова в Астану
— В том-то и дело! Мы не знаем, что происходит в Туркменистане! Находясь поблизости друг от друга, мы далеки с точки зрения культурного, гуманитарного, информационного взаимодействия. Помните про точечные проекты, о которых я говорил? Они должны предполагать в том числе создание единого поля для культурно-гуманитарного, образовательного взаимодействия, чтобы молодые люди лучше друг друга узнали. Необходимо разрушать эти стены! В действительности представители целого поколения, "поколения независимости", во всех наших странах выросли в условиях плохой информированности о странах-соседях. Мы должны менять эту политику. Если этого не сделаем, вырастет поколение, которым Центральная Азия уже не будет восприниматься как единое целое. Это очень важный момент.

— Мы не упустили время?

— Мне кажется, нет. У нас еще есть шанс вернуться к тому, что мы когда-то пытались сделать, и заполнить это новыми проектами с учетом современных трендов. В любом случае многие молодые люди более открыты миру, если им дать возможность.

Лента новостей
0