На днях с моей тетей случилась неприятная история. Настолько неприятная, что ее дом пропах лекарствами от сердечных заболеваний.
Сначала немного расскажу о родственнице. Она воспитывалась в очень интеллигентной семье. И сейчас, когда тете уже под 50, она краснеет, стоит кому-нибудь произнести крепкое словцо в ее присутствии. А еще она избегает конфликтов, умело сглаживает острые углы и не привыкла отвечать злом на зло — воспитание не позволяет.
Теперь перейдем к сути.
На одном из рядов этого рынка произошла сцена, достойная того, чтобы стать вирусным видео и разойтись по всему Кырнету. Ну представьте: заходит женщина в контейнер, вертит в руках вещь, через 15 секунд теряет к ней интерес и выходит. Еще через две минуты понимает, что тряпка все-таки хорошая — надо брать. Возвращается, спрашивает, сколько та стоит и можно ли примерить…
Тетя даже не договорила, потому что недружелюбная хозяйка контейнера отреагировала весьма странно: едва ли не силой выпроводила ее, чертыхаясь хуже сапожника. Все, что успела сказать моя родственница: "Женщина, вы больны?".
То, что произошло дальше, заинтересует любого практикующего психиатра. Хозяйка контейнера — с виду приличная женщина — обозвала тетю "воровкой" и послала куда подальше, вопя на весь торговый ряд, как больной слон. Однако этого ей показалось мало: продавец выскочила из контейнера и не поленилась пройти за моей родственницей пару десятков метров.
Возможно, у хозяйки контейнера просто не задался день. Бог знает, что случилось накануне: развод, отравление, смерть хомячка… И все же мне трудно ее оправдать. Довести человека до нервного срыва, руководствуясь черт знает чем, — это самое натуральное хамство!
Когда тетя рассказала мне о случившемся и поинтересовалась, как надо вести себя в подобных ситуациях, я растерялась. Вообще-то, как правило, я сама предпочитаю хамить в ответ хамам. Но это плохое правило, вы за мной, пожалуйста, не повторяйте, если не умеете быстро бегать. Я-то умею.
За рекомендациями по усмирению скудоумного контингента (в простонародье "быдло") я обратилась к специалистам.
Что говорит закон
"Если на вас вылили ушат словесных помоев или обругали матом, прежде всего не хамите в ответ, дабы не быть обвиненным, как минимум, в административном нарушении. Проще говоря — молчите", — посоветовал директор единого правового центра "Вигенс" Владимир Плужник.
Он напомнил, что нецензурная брань в общественных местах наказывается согласно статье 364 Кодекса об административной ответственности КР, которая предусматривает восемь часов общественных работ либо до пяти суток административного ареста.
"Напишите заявление в ближайший отдел внутренних дел, попросив применить к продавцу меры административного воздействия. Необходимо идентифицировать оскорбившего вас человека по месту работы, в случае с рынком это ряд и контейнер. В заявлении опишите внешность человека: национальность, рост, цвет глаз, особые приметы", — объяснил юрист.
Поправка: если у вас нет показаний свидетелей, видео или аудиозаписи случившегося, обращаться в правоохранительные органы бесполезно.
Что советует психолог
Ильдар Акбутин считает, что организация сферы услуг и культура общения у нас оставляют желать лучшего. Граждане, выросшие в такой культуре, обычно легко воспринимают агрессивное отношение, но тревожные или эмоционально чувствительные люди боятся ухудшить ситуацию и остаться без защиты. Это приводит к угнетенному состоянию и психосоматическим нарушениям.
Если же вы испытываете трудности с проявлением гнева и чувствуете подавленность, обратитесь к опытному психологу, который поможет вам обрести нужные навыки.
Что советую я, Жасмин Малашева
Тратить свои нервы на грубиянов и снисходить до их уровня — дело нехитрое, вот только совершенно бесполезное. Не беспокойтесь за свою репутацию, если вы молча покинете место перепалки, — мудрость нынче в моде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции