Чемпион мира Касымбеков ушел из спорта год назад, когда у него выявили проблемы со здоровьем. С тех пор молодому человеку провели три операции на глазах.
Кикбоксер рассказал агентству Sputnik Кыргызстан о своей болезни и о том, как он вернулся в спорт.
— Улан, поздравляем с возвращением на ринг! Расскажите, что с вами случилось в прошлом году?
Мы решили, что есть какие-то неврологические проблемы, и обратились к знакомому врачу. Он заявил, что причина заключается в моем психологическом состоянии. После 11 дней лечения показалось, что наступило улучшение. Через неделю должен был проходить чемпионат Кыргызстана, но, когда я начал готовиться к нему, болезнь обострилась. Поэтому до финала я не дошел — проиграл.
Диагноз мне поставили в частном неврологическом центре: отслоение сетчатки. Врач сказал, что операцию надо делать в Германии и что стоит она 3-4 тысячи долларов, написал адрес клиники. Я был в растерянности: какая Германия, какие доллары?! Взял бумаги и вышел… Был настолько подавлен, что не мог нормально вести машину и врезался в КамАЗ. К счастью, все обошлось, никто не пострадал.
Потом я снова обследовался в лучших клиниках Кыргызстана. Врачи были единодушны: нужна операция. Денег на ее проведение в Германии не хватало, поэтому я поехал в Алматы. Там доктора сказали, что гарантий дать не могут. Я подумал — ладно, пусть останется хотя бы один глаз… Операцию сделали, казалось, все идет хорошо. Врачи велели мне приехать на обследование через полтора месяца.
Кикбоксер Айбек Дуйшембиев предложил обратиться за помощью к общественному деятелю Ассоль Молдокматовой. Она в свою очередь обратилась к соотечественникам. Вся моя семья искала средства, и в конце концов мы собрали необходимую сумму. В Москве мне сделали две операции.
— Что стало причиной отслоения сетчатки?
— Высокое глазное давление. Я очень сильно выкладываюсь на тренировках… Теперь это будет мне уроком.
— А что заставило вас продолжать занятия спортом?
— Когда вернулся из Москвы, ребята поехали тренироваться на Иссык-Куль. Я отправился с ними. Когда они бегали, ходил пешком. Мне нельзя было поднимать больше трех килограммов — я брал маленькие камни, потом побольше, постепенно увеличивая нагрузку.
Читал в Интернете о боксерах, попавших в такую же ситуацию. Они возвращались на ринг через три-четыре года, минимум через два. Я вернулся через год. Врачи и моя семья были против, но я слушал свое сердце. Человека никто не знает лучше, чем он сам.
— Сейчас у нас два чемпиона мира по кикбоксингу: Авазбек Аманбеков и вы. Интересно, что оба иногда выступаете в весе 57 килограммов. Насколько сильно соперничество между вами?
— Мой обычный вес — 54 килограмма. Президент Федерации кикбоксинга КР Александр Воинов говорит, что в этом весе мне нет равных и можно даже не участвовать в чемпионатах. Чтобы испытать себя, я участвовал в одном из них в весовой категории 57 килограммов. Думаю, для Авазбека это тоже большой опыт, ведь и ему не было равных в своем весе. Соперничество — хороший стимул для профессионального роста.
— Какие у вас отношения в обычной, не спортивной жизни?
— Очень хорошие. Многие удивляются, что мы дружим, а на ринге деремся.
— Расскажите о своей жизни.
— Я с детства занимался вольной борьбой, был чемпионом родного Аксыйского района. В 2008 году приехал в Бишкек, тренировался в зале Кыргызского государственного университета имени Ишеналы Арабаева, где и учился. Но мне там не очень нравилось…
Однажды я участвовал в чемпионате республики среди молодежи, который проходил в спортшколе имени Шералы Сыдыкова. В первом круге выиграл и готовился ко второму — тогда ребята из спортшколы пригрозили, что я не уйду живым, если не дам себя победить. Тренер сказал, что я должен бороться, ничего не боясь, что он сам во всем разберется. Во втором круге была ничья, а в третьем, видимо, сказались опасения — я проиграл. Когда вышел, тренера нигде не было. Потом меня окружили три десятка ребят и побили. После этого я перестал ходить на тренировки.
Какое-то время работал музыкантом в кафе. Там почти каждый день случались драки, у меня под глазами все время были синяки… Вскоре друг моего брата познакомил меня с тренером по кикбоксингу Алтаем Омурбаевым. Сначала я участвовал в соревнованиях по боксу и ММА в версии вале-тудо. Потом нашел себя в кикбоксинге.
— В 2016 году вы выиграли профессиональный турнир по смешанным единоборствам Nomad Fights. Не хотите еще раз проверить свои силы в этом виде спорта?
— Я пока не оправдал всех надежд в кикбоксинге. Впереди много соревнований… Потом, возможно, перейду в ММА: желание есть.
— Насколько мне известно, вы еще и творческий человек?
— Я пел с детства. Окончил музыкальное отделение КГУ и, как уже говорил, несколько лет работал в кафе. Сейчас тоже пишу музыку и стихи, люблю патриотические песни.
— Расскажите о своей семье.
— Она небольшая. Родители живут в Кербене, отец — художник, мама — воспитатель в детском саду. Детей у них двое, моя младшая сестра сейчас учится в вузе.
— Каким вы представляете себя через 10 лет?
— Я сейчас не заглядываю так далеко в будущее. Стараюсь жить настоящим и ценить его.