Высшее образование в нашей стране давно не является средством повышения уровня образованности до необходимого. Это своеобразная дань. Кто-то отдает ее моде, выбирая на родительские деньги вуз подороже, кто-то — самим родителям, которые считают, что чадо обязано получить университетский диплом. Некоторые юноши спасаются таким образом от армии, некоторые девушки получают "бонус" к приданому, ибо считается, что невеста с дипломом будет полезнее, чем без оного.
Я несколько лет кочевал по системе высшего образования: с бюджетного отделения перевелся на платное, а потом, убедившись, что плачу ни за что, перешел на заочное. Никаких изменений в качестве обучения я за эти годы не почувствовал.
Не чувствую их и сейчас, глядя на людей, стремящихся получить второе высшее образование. Уровень знаний многих моих дипломированных собеседников соответствует уровню знаний ученика 9-го класса общеобразовательной школы — далеко не всем известно строение Солнечной системы или почему, например, происходит смена времен года. Один столичный бармен, с которым я люблю перекинуться парой слов в конце недели, заткнет многих сограждан с дипломами за пояс в знании вещей куда более глубоких.
Главная проблема отечественного образования, на мой взгляд, заключается в том, что оно никак не встроено в систему экономики и развития страны. Во многих вузах некоторым специальностям обучают по старинке, потому что жаль уволить почтенных преподавателей, отправить их на пенсию, которую государство считает заслуженной.
Рынок не конкурентен. Да и какая может быть конкуренция, если большинство рабочих мест в республике дают такие специальности, как мастер салона красоты, водитель такси и продавец? Зато мы можем гордиться тем, что наверняка входим в первую десятку стран по числу дипломированных специалистов, занимающих эти вакансии.
Кстати, председатель бизнес-ассоциации ЖИА Темирбек Ажыкулов тоже считает, что уровень образованиях в наших вузах оставляет желать лучшего, поэтому легче нанять квалифицированных иностранцев, чем переучивать местных студентов.