В КНР я отправился, чтобы освещать госвизит Соороонбая Жээнбекова, поэтому свободного времени было немного. Однако мне все-таки удалось понаблюдать за жизнью в Пекине и сделать для себя несколько открытий.
Свободная форма школьников
Ученики школ, которые принимали участие в торжественной церемонии встречи президента КР, были одеты вполне произвольно — никаких тебе стандартов типа "черный низ, белый верх". Вообще же, как выяснилось, большинство школьников предпочитают спортивную форму: это удобно, потому что учатся они почти весь день. Но на встречу с Жээнбековым ребята, конечно, оделись наряднее.
Огни ночного города
Прогулка по ночному Пекину привела меня в замешательство. Не очень большой поток автомобилей, полупустые улицы, закрытые кафе… По сравнению с Бишкеком китайская столица показалась мне городом монахов.
Позже мне объяснили, что отель, где разместили журналистов, находится в правительственном районе, а ночная жизнь бурлит в других частях мегаполиса. Однако китайцы — товарищи трудолюбивые, они рано ложатся и рано встают, поэтому многие кафе и точки фастфуда работают максимум до 22.00.
Царь скорпионов
Многие кыргызстанцы, давно живущие в Китае, рассказывают, что питаются в турецких и уйгурских заведениях. А мне пришлось искать точки фастфуда.
Уроки китайского
Кстати, там пришлось туго без "китайскоговорящего" сопровождающего. Наша журналистская братия оказалась несильна в английском, как и работники местного McDonald's. Чтобы узнать, какое мясо в бургере, нам пришлось прибегнуть к помощи жестов. Мы показывали рожки, мычали и тыкали пальцем в меню, а сотрудник радостно кивал, смеялся и тоже делал рожки. Все были счастливы, что поняли друг друга, особенно мы, поскольку не пришлось еще и хрюкать.
Покупка китайского чая тоже прошла по сценарию игры "Крокодил". Я жестами показывал продавщице, что мне нужен расслабляющий чай (делал вид, что пью и сразу засыпаю), но она упорно предлагала тонизирующий напиток. В конце концов я сдался и купил знакомые "те гуанинь" и "улуны".
В одном из обувных бутиков торгового центра мы увидели что-то вроде ценников, на которых значилась цифра "пять", и решили, что это стоимость товара. После бурных жестикуляций продавец набрала на калькуляторе сумму 1 200, и мы сразу подсчитали, что это больше 12 тысяч сомов. Нас как ветром сдуло… в другой бутик.
Увидев на тамошних ценниках довольно большие цифры, мы поинтересовались, где можно приобрести cheap clothes (дешевые вещи). Нам назвали еще один магазин, но там обнаружились тенниски марки Jeep по 500 юаней (больше 5 тысяч сомов).
Совсем не по-нашему
Блуждание по магазинам и кафе позволило сделать немало открытий. Например, что китайский Sprite отличается от нашего и видом, и вкусом, а отечественная клубника сильно уступает по размерам ягоде из Поднебесной. Некоторые фрукты в отеле показались мне безвкусными, а яблоки только внешне отличались от персиков. Однако в маркете я увидел персики в форме сердечка, и на вкус они были гораздо лучше.
Дороги
Дороги в Китае и Кыргызстане строят на деньги КНР китайские же компании, но больше ничего общего между ними нет. Трассы в Пекине на порядок качественнее наших, а между проезжей частью и тротуаром обязательно есть велодорожка. В китайской столице огромное количество велосипедов, которые, кстати, можно арендовать по Интернету.
ПДД
В Пекине внедрен проект, аналогичный "Безопасному городу", и закон писан для всех, кроме велосипедистов и байкеров. Они спокойно могут проехать через "зебру" наперерез пешеходам. Местные водители вообще не очень уважают пеший люд, так что подиумная походка здесь не лучший вариант.
Выбор подарков
В Пекине можно купить сувениры на нескольких рынках, но туристам следует придерживаться золотых правил:
— крепко держать или прятать ценные вещи и деньги, поскольку вокруг промышляют карманники;
— торговаться (я лично наблюдал, как цену на один сувенир скинули в пять раз);
— быть бдительным, так как вам наверняка попытаются всучить безделушку.
Вместо эпилога
Пекин — огромный город, где живут 25 миллионов человек, а его протяженность давно превысила 100 километров. Соответственно он очень разный, но главное, этот мегаполис — сердце самобытной цивилизации, которая процветает веками.