Тактика, цели, стратегия террористов. Что им нужно от Кыргызстана и какое есть лекарство от чуждых идеологий? На эти и другие вопросы ответили на антитеррористическом форуме стран — участниц ЕАЭС, который прошел во вторник в Бишкеке.
Главной темой обсуждения экспертов стала ситуация с террористической группировкой "Исламское государства" (также ИГ, ИГИЛ, ДАИШ)*.
Почему борьба с террористами обсуждается именно в рамках ЕАЭС?
Развитие ЕАЭС невозможно без обеспечения безопасности. Никакие экономика и гуманитарные проекты не будут работать, если в странах раздрай, хаос или война, сказал директор фонда "Евразийцы — новая волна" Юрий Ануфриев.
"Мы видим, как некогда успешные Ирак и Сирия были разрушены до основания. О какой экономике может идти речь, когда не обеспечена безопасность? Мы пытаемся сформировать антитеррористическую стратегию ЕАЭС. Хотим того или нет, любое интеграционное объединение разрастается и вглубь, и вширь. Первый шаг — это развитие экономики. Теперь видим, что сотрудничество развивается и в военно-технической сфере", — сказал он.
Секретарь Совета безопасности Кыргызстана Дамир Сагынбаев заметил, что экономические объединения без системы безопасности становятся уязвимыми. В настоящее время террористическая активность на Ближнем Востоке и в Афганистане растет, ключевая роль в этом принадлежит ИГ и аффилированным с ним группировкам. Данный фактор влияет на устойчивость ЕАЭС. Также Сагынбаев подчеркнул, что участники ЕАЭС имеют договоренности по борьбе с терроризмом, будучи членами таких организаций, как ОДКБ, ШОС и СНГ.
В чем опасность для Кыргызстана?
Сагынбаев отметил, что наблюдается быстрый перенос очагов терроризма с Ближнего Востока в Афганистан, причем в больших масштабах. Это грозит странам Центральноазиатского региона.
"Прямым подтверждением тому являются продолжающиеся террористические акты с большим количеством жертв в Афганистане. ИГ открыто заявляет о планах напасть на Центральную Азию и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Уже сейчас она собирает информацию об уязвимых участках границы и о ситуации в приграничных с северным Афганистаном районах", — сказал секретарь Совбеза.
Он сообщил, что есть угроза "атак вдохновения" на территориях других стран, в том числе членов Евразийского экономического союза. Опасность вызывает то, что в рядах ИГ много выходцев из Кыргызстана.
Еще одна опасность в том, что часть террористов возвращается в свои страны, в том числе в Кыргызстан, где создают так называемые "спящие ячейки". По данным профессора Кыргызско-Российского Славянского университета Ларисы Хоперской, до 9 тысяч выходцев из постсоветских стран были в рядах этой группировки, треть из них уже вернулась.
"Также изменилась тактика — с захвата новых территорий вооруженным путем на создание террористических ячеек. Вербовка идет разными путями. Например, в России умышленно совершают преступления, чтобы создать ячейки в тюрьмах", — рассказала она.
Теолог Кадыр Маликов в свою очередь подтвердил, что такие события происходят и в Кыргызстане.
"У нас тюрьмы стали основными центрами подготовки террористов. Налицо слияние и сращивание криминала и террористических идеологий", — сказал Маликов.
Что происходит в Афганистане
Депутат Государственной думы РФ Сергей Железняк отметил, что перемещение боевиков из Ирака и Сирии в Афганистан не происходит само по себе.
"В Афганистане присутствует американская военная группировка. За время ее пребывания там больше чем в 30 раз увеличились площади посевов опийного мака", — сказал депутат Госдумы.
Он добавил, что афганские дети лишаются возможности учиться, им навязывают чуждые религиозные догмы и готовят из них смену для боевиков, погибающих на Ближнем Востоке.
"Мы должны понимать, что имеем дело не с самовозникшим феноменом. Этот процесс организован и достаточно хорошо модерируется", — заявил Железняк.
Эксперт Таалатбек Масадыков сообщил, что изучает проблемы афгано-пакистанского региона. По его словам, есть два мнения о роли России в событиях, которые происходят в Афганистане. Согласно первому, Россия преувеличивает опасность ИГ для региона, чтобы держать его под контролем. Согласно второму, РФ говорит о реальной угрозе и необходимости совместной борьбы с ней. Масадыков считает, что проблема серьезнее, чем предупреждают российские власти.
"У "Талибана" нет задач за пределами Афганистана, и только малая часть афганцев примкнула к ИГ, для них это что-то непонятное. С ИГ в Афганистане серьезно воюют не армия и не НАТО, а именно талибы", — сказал эксперт.
По его данным, террористическая организация "Исламское государство" имеет базы в десяти-одиннадцати из 34 провинций Афганистана.
Каким путем могут попасть в Центральную Азию боевики ИГ
Масадыков заметил, что, по разным оценкам, в афгано-пакистанском регионе от 2 до 8 тысяч боевиков ИГ. Он полагает, что вряд ли все эти силы будут направлены в Центральную Азию, но исключать такого развития событий нельзя.
Масадыков рассказал, что несколько лет назад некий инструктор нелегально из Пакистана через Афганистан и Таджикистан приехал в Кыргызстан, провел переговоры и вернулся. За все это он заплатил всего тысячу долларов.
"Поэтому лидерам наших стран надо дать задание силовикам объединить усилия. Сейчас у профильных органов есть проблемы даже в обмене информацией", — добавил он.
Почему духовенство в Кыргызстане не может бороться с радикализмом
По словам теолога Маликова, духовенство должно помогать в борьбе с терроризмом, проводя профилактическую работу.
"Но у нас есть только ритуальный ислам: жаназа (поминальная молитва) и жума-намаз (пятничная). Что касается работы с нашей молодежью, то ею занимаются интернет-имамы из стран Персидского залива. Это геополитический инструмент: противоречия между суннитами и шиитами "переносят" к нам. Молодежь интересует не только то, как читать молитвы, но и то, не противоречат ли светскость и демократия исламу", — заявил Маликов.
Он отметил, что молодые люди часто приходят в мечеть, чтобы получить ответы на политические вопросы.
"Мы не можем ответить, так как нам запрещено вмешиваться в дела государства. Зато отвечают террористические организации", — сказал теолог.
Маликов пояснил, что необходимо использовать "весь инструментарий" ислама, чтобы обосновать существование национальных государств.
Что решили?
Организаторами форума выступили Совет безопасности КР, клуб региональных экспертов "Пикир", международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" и фонд "Евразийцы — новая волна".
* Запрещена в Кыргызстане, России и других странах