Джумабеков был избран спикером парламента в октябре 2017 года. Почему депутаты иногда голосуют друг за друга, об отношении к чиновникам, которые приходят на заседание в одежде, не соответствующей дресс-коду, и о том, нужен ли стране двухпалатный парламент, Дастан Джумабеков поговорил с корреспондентом Sputnik.
— Дастан Артисбекович, кыргызстанскому парламенту в этом году исполняется 80 лет. Депутаты готовятся к юбилею?
— Конечно, идет определенная работа. Парламент за эти годы сделал немало хорошего. Не ошибусь, если скажу, что обретение страной независимости, постоянное обновление Конституции для лучшего будущего, переход к парламентскому управлению — все это результат грамотной работы Жогорку Кенеша.
— Парламент посчитал отчет премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева удовлетворительным. Почему до голосования депутаты долго спорили?
— Абылгазиев отчитывался о работе кабмина за 2017 год. Вместе с достижениями правительства он остановился и на недостатках. Депутаты поднимали острые вопросы о проблемах в регионах, плохих дорогах, долго строящихся детских садах и школах. Учитывая, что нынешний премьер-министр в то время еще не работал, мы решили признать работу правительства удовлетворительной.
— На заседаниях депутаты иногда высказывают недовольство из-за нарушения регламента или из-за того, что кому-то не дали выступить. Как вы решаете такие проблемы?
— В Жогорку Кеңеше 120 законодателей. Многие из них имеют большой опыт, являются юристами. Я стараюсь во время заседаний придерживаться регламента, а он состоит из более ста пунктов, трудно выучить их все. У каждого депутата есть этот регламент. Когда я ошибаюсь, они перелистывают документ, выходят к микрофону и поправляют меня. Я извиняюсь и продолжаю заседание.
— Вы сказали, что чиновники, приходящие на заседания в парламент, должны соблюдать дресс-код. Эти правила касаются и депутатов? Я к тому, что незадолго до этого вы говорили, что некоторые из них на работу приходят в джинсах.
— Некоторое время назад в Интернете распространилось видео, как парламентарии нажимают кнопки за своих коллег, что вызвало бурное обсуждение в обществе. Актуальна ли эта проблема и поныне?
— Этот вопрос горячо обсуждался депутатами пятого созыва, после чего каждому выдали личный чип. Если человек не откроет компьютер своим чипом, никто не сможет за него это сделать. Благодаря этому проблема практически устранена. Но бывает, что к депутатам приходят избиратели или они дают интервью, то есть оказываются заняты. В таких случаях они оставляют чипы коллегам. До общего обсуждения закона депутаты рассматривают его в комитетах и получают необходимые материалы. Я могу сказать, что у них есть все нужные материалы по законам, которые выносятся на голосование. Такое случается не только у нас, а во всем мире. Поэтому я бы попросил народ отнестись к этому с пониманием.
— Высказываются мнения, что активны всего 20-30 парламентариев, других не видно и не слышно. Что вы ответите на это?
— Не каждый из них обязан писать законы. 70 процентов документов должно приходить из правительства. Сейчас главная обязанность 120 депутатов ЖК — анализировать, насколько эти законы полезны для народа, глубоко исследовать их и высказать свое мнение.
— В нынешнем ЖК много богатых народоизбранников, граждане критически относятся к такой ситуации. Как думаете, пришло ли время для создания двухпалатного парламента?
— У нас уже был двухпалатный парламент, он состоял из законодательной палаты и палаты народных представителей. Но толку было мало, а расходов много, поэтому в 2010 году мы создали однопалатный парламент по партийным спискам. Его обязанность — написание законов, их принятие и контроль над их исполнением. Также необходимо поддерживать связь с народом, доносить до правительства его проблемы. Поэтому, по моему мнению, нет необходимости в двухпалатном парламенте.
— Некоторое время назад был выявлен депутат, имеющий гражданство Казахстана. После той истории проверялось ли гражданство других парламентариев?
— Депутаты взяли за правило переходить из одной партии в другую. Не вредит ли это работе парламента?
— Известный английский политик Уинстон Черчилль, когда журналист задал ему подобный вопрос, ответил, что, какая бы ни была партия, если она работает во благо страны, он будет ее членом. Поэтому в этом нет ничего плохого. Кроме того, у человека ведь есть характер. Бывает, что депутаты не сходятся во мнениях и взглядах с лидерами партий или другими членами.
— Какое дело шестого созыва Жогорку Кенеша вы можете назвать достижением и какое, по вашему мнению, не выполнено на должном уровне?
— Не буду хвастать, пусть народ оценивает наши достижения. Были приняты важные политические решения, более 120 важных законов. В 2020 году снова проведем выборы. Тогда и станет ясно, как работали депутаты и фракции, ведь на основе их нынешней работы народ будет оценивать и выбирать. У каждого парламентария в сердце есть желание быть полезным государству и народу.
— Как вы сами оцениваете себя на посту спикера? Что будете делать, когда оставите пост?
— Я был избран более 80 депутатами и выражаю им благодарность за доверие. При решении вопросов думаю о том, чтобы после моего ухода обо мне осталось хорошее мнение. О том, какой я спикер, пусть скажут депутаты. Я далек от того, чтобы восхвалять себя. Если допускаю какую-то ошибку, всегда ее признаю, извиняюсь и стараюсь быстро исправить.
— Вам предлагали деньги или угрожали при принятии каких-нибудь законов?
— Нет, никогда, я не допущу такого. Иногда поступают предложения снять с повестки дня какой-то вопрос. Я привык открыто высказывать свое мнение и в таких случаях тоже отвечаю категорически.
— Один из ваших коллег озвучил идею, чтобы желающие собрали деньги для уплаты внешнего долга государства, и даже сам предложил внести большую сумму. Ваше мнение по этому поводу? Какую сумму вы могли бы внести?
— Какие у вас отношения с известным в народе академиком, ортопедом Сабырбеком Джумабековым? Как часто вы встречаетесь и общаетесь со старшим братом?
— Я очень горжусь, что брат заслужил благодарность сотен людей, его почитают тысячи. Мама говорит, что в первую очередь он принадлежит Богу, потом народу и только потом ей. Действительно, брат делает операции, за которые еще не брались в Средней Азии, СНГ, и стал сыном народа. Когда у него все получается и благодарные люди благословляют его, когда вижу очередь больных к нему, горжусь им.