До этого СМИ писали, что некоторые памирские кыргызы в Нарыне не могут получить плату за то, что пасли скот, а депутат Жанар Акаев говорил, что со стороны правительства им не уделяется должного внимания.
Соответствуют ли действительности сведения, публикуемые в прессе? Корреспонденты агентства Sputnik Кыргызстан ознакомились с жизнью памирских кыргызов.
Изнывающие от скуки
Маленький Алмазбек, имя которому дали в честь бывшего президента Алмазбека Атамбаева, с родителями и родственниками проживает в селе Ак-Коргон Нарынской области. В их доме, если считать с детьми, проживают 15 человек. Абдыбаит Жээнбек уулу живет здесь с сыном, невесткой и со сватами.
"Жена родила в Кыргызстане, поэтому сына назвали Алмазбеком. Тогда экс-президент подарил нам этот большой дом. Когда нас распределяли по разным районам, я оставил здесь сына с невесткой. Вместе с ними живут ее родители и родственники. Чем жить в квартире на всем готовом, пусть лучше будут с нами", — сказал Жээнбек уулу.
В этом доме все тихо и мирно. По словам соседей, памирцы почти не выходят на улицу. Только маленькие дети шумно играют, а взрослые увлечены смартфонами. Девушки иногда вышивают, занимаются домашними делами, мужчинам же делать нечего.
"Работать настроения нет, ведь мы здесь никого не знаем. Родственников, приехавших с нами, распределили по разным местам. Если бы мы были вместе, занялись бы каким-нибудь делом. На Памире нам правительство не помогало, мы сами все делали, выживали за счет скота. Можно этим заняться и здесь, но мы никак не можем привыкнуть", — рассказал Жээнбек уулу.
Проживающий в селе Кара-Тоо Кочкорского района Исламидин Насриддин уулу также со своей семьей сидит без дела. Он не скрывает, что памирские кыргызы хотят выполнять работу, не связанную со скотоводством.
"Разводить скот на чужой земле нелегко. Если он забредает на чужую землю, на нас смотрят косо. Честно говоря, не хочу пасти скот, ведь это трудно. Хорошо бы стать таксистом или сварщиком, но для этого надо учиться", — говорит Насриддин уулу.
В отличие от других Абдылгафар Абдырасул уулу работал около пяти месяцев — занимался скотоводством на пастбище Сары-Булак.
По его словам, он приехал в Кыргызстан, чтобы выучить здесь младшую дочь, но устал постоянно спускаться с гор в город, поэтому нашел квартиру на окраине Нарына.
"На Памире мы разводили скот и тут тоже решили жить в горах. Вместе с зятем за 5 тысяч сомов пасли целые стада. Младшая дочь учится в лицее, и каждые выходные приходилось ездить за ней. Почти все заработанное уходило на дорогу.
Во время месяца Рамазан нашел на окраине Нарына квартиру, сейчас живем там. На Памире у нас остался скот, мы недавно отправили зятя в Афганистан, чтобы присмотрел за ним. Сам я сейчас без дела. Ищу работу убойщика скота. Заместитель губернатора обещала мне подыскать работу и дешевое временное жилье", — говорит Абдырасул уулу.
Кстати, на одном из интернет-сайтов написано, что Абдылгафар Абдырасул уулу сразу после получения паспорта в Бишкеке намерен уехать в Афганистан, потому что хозяин скота, за которым он ухаживал, не выплатил ему зарплату.
Но сам мужчина говорит, что полностью получил деньги за работу.
"Я отдал заработанные в горах деньги за квартиру, покупаем продукты. Здесь везде нужны деньги. К тому же в доме я работаю один. Чтобы хватало на еду, ищу работу и жилье подешевле", — сказал он.
Заместитель полномочного представителя правительства в Нарынской области Жаркын Ибраева рассказала, что было подписано трехстороннее соглашение о трудоустройстве гостей с Памира.
"Мы у них спросили, что они умеют делать. Говорят, что могут заниматься только скотоводством. Перед отправкой в горы работодатели, мы и памирские кыргызы составили трехсторонний договор. Тем, кто приехал раньше, тогдашний президент выделил по 50 тысяч сомов. На эти деньги Абдылгафар купил скот, за которым и ухаживал, при этом он обязался пасти скот и других людей. Если возникнут проблемы с работодателями, мы обещали взять дело под контроль. Никого с зарплатой не обманули", — рассказала Ибраева.
Дети, научившиеся читать и писать
Дети памирцев уже хорошо могут читать и писать на кыргызском языке. В свободное время они не только играют, но и рисуют и читают книги.
Когда они рассказывают о школе и об учебе, у них светятся глаза. Рассказывают, что им нравятся школа в Нарыне, игрушки. Одна девочка говорит, что хочет стать врачом, другие — учителями.
Вопросы жилья и земли
В какой дом памирских кыргызов ни войдешь, везде говорят, что, если бы им выделили землю, они бы сразу построили дома.
Памирские кыргызы отмечают, что им придется уехать, так как денег для оплаты съемного жилья нет.
"Если правительство выделит участки, мы продадим скот на Памире и сами построим себе дома. А если нет, то, наверное, долго здесь жить не сможем", — сказал Насриддин уулу.
Абдырасул уулу добавил, что они приехали сюда, чтобы дать детям образование.
"Но мы не сможем 10 лет жить так. Если до осени вопрос с участками не решится, уедем на родину", — сказал Абдырасул уулу.
В то же время…
Люди, привыкшие к молоку, айрану, говорят, что сейчас живут "на одном чае". Но в их домах, по сравнению с сельчанами, есть холодильники, газплиты и другая бытовая техника, стоят мешки с рисом и лапшой.
Заместитель полномочного представителя правительства Жаркын Ибраева говорит, что переселенцам оказывают посильную помощь.
"Они для нас как родные дети, родственники. Мы бросаем другие дела и в первую очередь решаем их проблемы. Расселили их везде, потому что квартиры и дома сдаются в разных местах. В селе Куланак они прожили около трех месяцев сообща, мы обучили их там бытовым премудростям. Когда распределяли по квартирам, приходили соцработники, которые им стирали, готовили. Только сейчас они стали привыкать делать все сами. У Абдылгафара Абдырасул уулу есть дочь Кизия. У нее постоянно случались выкидыши. После необходимой медицинской помощи она забеременела. Дети научились читать и писать. У них и в мыслях нет уезжать отсюда. Ребята, которые недавно уехали на Памир, говорили, что обязательно вернутся", — сказала Ибраева.
Также чиновник добавила, что сейчас четверо памирских кыргызов отдыхают на Иссык-Куле, в планах скоро повезти туда и остальных.