Через две недели ставки таможенных пошлин на импортируемые в КР автомобили снизятся до уровня 2014 года. Электромобили и вовсе будут ввозить бесплатно. Так правительство планирует мотивировать граждан на выбор машин, которые отвечают и экологическим, и энергосберегающим стандартам. Другая цель — сократить число транспортных средств с высоким уровнем износа.
Как инициатива отразится на автомобильном рынке? Будут ли ввозить в Кыргызстан больше машин из США и стран Европы? Как скоро мы увидим на бишкекских улицах пробки из электрокаров? На эти вопросы ответили эксперты.
Что станет с ценами на авто?
Рассчитывать на моментальный спад цен не стоит, но в течение года стоимость подержанных машин поползет вниз, считает президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергей Пономарев.
"Машины, которые будут "заходить" на рынок по новым тарифам, станут серьезными конкурентами автомобилям, ввезенным по старым ставкам. Игрокам рынка придется продавать авто дешевле, нравится им это или нет", — отметил он.
Импортировать будут главным образом машины, которым 10-12 лет, так как их покупка не ударит по карману кыргызстанцев, уверен Пономарев.
Он уверен, что внедорожники по-прежнему будут пользоваться популярностью. Кыргызстан — страна горная, тут нужны машины с хорошей проходимостью. Кроме того, бензин, "дизель" и газ в республике относительно недорогие, а значит, высокий расход топлива граждан не испугает.
Однако официальные дилеры считают, что цены на автомобильном рынке не упадут до уровня 2014 года. Дело в том, что действует запрет на ввоз в КР праворульных машин, которые составляли конкуренцию леворульным.
"Такие авто из Японии были самыми дешевыми. Теперь же будут ввозить машины из Европы и Америки. Подобные модели 2006–2007 годов выпуска обойдутся покупателям минимум в 10 тысяч долларов. Пятилетнюю машину, ту же Toyota Camry, вам привезут за 12 тысяч. За такую цену можно приобрести и новое авто", — заявил представитель одного из столичных автосалонов.
Ислам Кушанло, который профессионально занимается куплей-продажей автомобилей, тоже полагает, что ввозить в Кыргызстан европейские и американские модели пока нерентабельно.
"Раньше одна только доставка стоила 2 тысячи долларов. Да и что везти, например, из США? Toyota и Lexus? Их не каждый может себе позволить, они и так у нас на рынке простаивают", — объяснил эксперт.
"В Китае инвестируются большие средства в те же электромобили и гибридные авто. Возможно, предприниматели из других стран захотят открыть цеха по производству автомобилей на территории Кыргызстана", — подчеркнул он.
Мы будем ездить на электромобилях?
Хотя растаможивание машин с электродвигателями стало бесплатным, не стоит ждать, что они быстро заполонят Бишкек, говорит Кушанло.
"Многое, правда, зависит от цены. Да, их можно будет ввезти, но скорее всего люди поостерегутся брать такие авто, потому что никто о них ничего не знает. Как заряжать? Какие нужны запчасти?" — заявил он.
"Сейчас вы вряд ли найдете СТО, полностью готовую к обслуживанию электромобилей. Но если на рынке их станет гораздо больше, сервис тоже будет подстраиваться", — объяснила она.
Сергей Пономарев в свою очередь уверен, что у электромобилей в республике большое будущее.
"Сама идея хороша как для государства, так и для граждан. Бензин вряд ли будет дешеветь, а электроэнергия в нашей стране — одна из самых дешевых в мире. Экономические интересы начнут превалировать, "защищая" тем самым и экологическую сторону вопроса," — подчеркнул он.
Эксперт отметил, что нулевой тарифной ставки на электромобили недостаточно. Тут нужна соответствующая инфраструктура, которой в КР пока нет.
Не противоречит ли постановление правилам ЕАЭС?
Экономический эксперт Айдарбек Самыкбаев ранее сообщил, что постановление правительства не противоречит нормам ЕАЭС. В пункте 26 Договора о Евразийском экономическом союзе указано, что с момента вступления его в силу и до 1 января 2020 года в Кыргызстане не применяются ставки таможенных пошлин и налога, установленные документом.
1 января 2015-го в республике существенно выросли таможенные пошлины на ввоз автотранспорта из стран, не входящих в ЕАЭС. Объем импорта автомобилей значительно сократился. За три года число машин, ввезенных в КР не из стран союза, снизилось почти на 100 процентов. Сократились и таможенные сборы.
Кстати, рассчитать, во сколько обойдется растаможивание авто разных лет выпуска, можно с помощью нашего удобного калькулятора.