Мир сегодня как-то привык к размыванию понятия суверенитета. И вдруг Саудовская Аравия не позволила Западу вмешиваться в свои внутренние дела. Может ли она стать примером для государств постсоветского пространства? Только теоретически.
Наше дело?
Напомню, что на днях степенный дипломатический мир потряс скандал. Его инициатором стало Королевство Саудовская Аравия, объявившее бойкот Канаде. Оно отозвало посла из Страны кленового листа, объявило канадского посла персоной нон-грата, заморозило все новые торговые и инвестиционные проекты, прекратило медицинские программы и оставило за собой право принять дополнительные меры по унижению канадцев.
Непривычность ситуации в том, что, если раньше принцип невмешательства во внутренние дела страны был альфой и омегой международных отношений, то сейчас, в условиях глобализации и господства принципа гуманитарных интервенций, такого рода критика стала альфой и омегой информационной политики Запада в отношении третьих стран.
Да, в защите прав человека нет ничего плохого, а только хорошее. Однако проблема в том, что заявления правозащитного характера используются сплошь и рядом не только в правозащитных целях, но и для дипломатических ударов по странам-конкурентам (Китай), а также как повод для интервенций и попыток смены режима (Сирия, Ливия). Поэтому обычно государства либо игнорируют западную критику, либо отвечают на нее потоком оскорблений и угроз (пример — поведение турецкого президента Реджепа Эрдогана или лидера Венесуэлы Николаса Мадуро), но практически никогда не наказывают вмешивающихся долларом.
Слабое звено
Да, саудовский протест заявлен в отношении страны, которая в определенной степени является "слабым звеном" на Западе. Канада — это не США и не Германия. Ее лидер Джастин Трюдо — человек, который испортил отношения с Дональдом Трампом. Неудивительно, что Соединенные Штаты самоустранились от конфликта. Сейчас Канада пытается сгладить ситуацию через посредничество ОАЭ и Великобритании.
Но станет ли поведение властей Саудовской Аравии прецедентом? По крайней мере для постсоветских стран, ряд которых (Азербайджан, республики Средней Азии, Беларусь, Россия) нередко попадают в прицел критики западных правозащитников, преследующих отнюдь не правозащитные цели?
Демонстративное битье по рукам было совершено КСА прежде всего для внутриполитического потребления. Ни для кого не секрет, что реально управляющий страной кронпринц Мохаммед бин Салман находится в несколько шатком положении — его шансы на трон небесспорны в силу специфических династийных причин. Поэтому принцу крайне важна репутация, и он не может позволить себе проглатывать унижения правозащитного характера из-за рубежа.
Кроме того, Саудовская Аравия — не просто богатая, а очень богатая страна. Объявленная кронпринцем новая экономическая политика и масштабные проекты (например, строительство нового города в пустыне) делают ее крайне привлекательной для различных инвесторов и компаний. Никому не хочется попасть под ее бойкот, а те, кто попали, очень хотят изменить ситуацию.
Постсоветские страны не могут использовать такой рычаг. И небогатые, и даже сравнительно зажиточные (наподобие Казахстана и Азербайджана) сами работают на привлечение инвесторов и в рамках этого привлечения пытаются создать имидж либерализирующихся государств. Ради этого имиджа они и приносят в жертву часть своего суверенитета — даже Узбекистан, который при Исламе Каримове пошел на демонстративное охлаждение с Западом после вмешательства в ситуацию с мятежом в Ферганской долине.
Страх убивает разум
Наконец, постсоветские страны куда больше зависят от демонстративно хороших отношений с Западом, чем та же Саудовская Аравия. Они находятся в сфере влияния РФ, и руководство этих государств (даже Беларуси) пытается хотя бы частично сбалансировать российское влияние за счет хороших отношений с западными партнерами. Другие же (Молдова, Грузия, Украина) вообще делают ставку на Запад в противовес России. Поэтому неудивительно, что никому из них не выгоден демонстративный разрыв отношений с западными странами (даже с Канадой), поскольку он сокращает их свободу маневров и дипломатические возможности.
Элиты этих республик ценят свой суверенитет, но они должны понимать, что элитам западных стран как раз не нужны суверенные партнеры. Особенно в тех государствах, которые можно использовать для сдерживания России и Китая.