Байконур строился в 1955–1957 годах, но не как "космические ворота" для человечества, а как база для испытания Р-7 — первой советской межконтинентальной баллистической ракеты, пишет Sputnik Казахстан.
Характеристики "семерки" и определили место: полигон должен был располагаться в малонаселенном, не сельскохозяйственном, далеком от границ безлесном районе на расстоянии не менее 7 тысяч километров от Камчатки, где располагалась "мишень". Вот и отправились эшелоны военных строителей к берегам Сырдарьи, в степь Кызылординской области.
После успешных пусков в 1957 году ракета вывела в космос первый в мире искусственный спутник Земли. Наступило "время первых": собаки Лайка, Белка и Стрелка, первый аппарат к поверхности Луны, первый человек в космосе, первые аппараты к Венере и Марсу, первая долговременная орбитальная станция "Салют"…
Эти места действительно повидали многое: более 1 600 запусков 15 типов ракет с десятками тысяч тонн полезной нагрузки; страшные аварии с десятками сгоревших заживо людей; небывалые прежде прорывы и триумфы… В голой степи места хватало всему.
Последний расцвет Байконура пришелся на начало XXI века, когда спутники были большими, а ракеты одноразовыми, — в начале 2010-х на космодром приходилось до четверти всех запусков в мире. Теперь Байконур "усыхает" на глазах, на замену ему строится Восточный, и все же с 2011 года, когда перестали летать "Шаттлы", он остается единственным местом, откуда людей отправляют в космос.
"Площадки" имеют разное предназначение. Есть "старты" (стартовые комплексы, включающие обычно две пусковые установки) — оттуда запускают ракеты. Есть МИКи (монтажно-испытательные комплексы) — цеха, где ракету монтируют из доставленных поездом блоков, ставят "полезную нагрузку" и проводят контрольные проверки систем. Есть станции связи, транспортные узлы, заводы и даже жилгородки. Когда-то в них жили военные, а теперь не живет никто.
На переднем плане кадра — мотовоз. Общая протяженность ведомственных железных дорог Байконура достигает 470 километров, на его площадках 14 станций, 15-я — Городская, откуда мотовозы по утрам развозят по объектам смены.
Испытательная площадка "Сатурн" строилась для нужд "Союза", и сюда после запуска спокойно привозят экскурсии — ведь длится он всего девять минут. Говорят, один экскурсант из Узбекистана, увидев гигантскую антенну П-200, воскликнул: "Какой казан! На весь Ташкент наварил бы плова!". Единственные сооружения космодрома, которые можно увидеть из поездов, идущих по Казахстану, — два "наземных измерительных пункта". Измеряли они траекторию взлетающей ракеты. Например, действующий ИП-5 "Сатурн" венчает вершину холма подобно замку какого-нибудь звездного лорда.
Мы проезжаем площадку №3, самый заметный "элемент" которой — кислородно-азотный завод. Сжатый азот используется в корректирующих двигателях, а агрессивный жидкий кислород — это окислитель горючего, поджигающий его в главном двигателе.
В музее космодрома в дни пуска всегда толпа, где смешиваются туристы, космонавты, инженеры, чиновники и даже батюшки, приехавшие освящать ракету. Среди экспонатов, например, капсула Уголька и Ветерка — последних "космических собак", в 1966 году совершивших трехнедельный полет. Людей тогда отправить в космос на такой срок еще не решались.
А вот Иван Иваныч — космический манекен, испытывавший "Восток" до Гагарина. Он получился столь похожим на человека, что сотрудники его даже побаивались. Впрочем, это какой-то второстепенный Иван Иваныч, а "того самого" умудрились в 1990-х продать с аукциона — теперь он находится в одном из американских музеев.
Рядом с жилгородком — станция Северная, на плацу перед которой до 1998 года проходил последний предполетный ритуал: доклад космонавтов госкомиссии. Здесь рапортовал "к полету готов" и Гагарин.
Но если это площадка №2, то где же №1, или просто Гагаринский старт? Вот он в рассветной степи в разложенном состоянии…
Мало кто помнит, что первые два запуска в истории Байконура — 15 мая и 15 июня 1957 года — были неудачными. Лишь с третьей попытки 21 августа "семерка" смогла поразить цель на Камчатке. Но истинным "днем рождения" космодрома стало 4 октября 1957 года. В память об этом дне за стартовой площадкой скромно стоит маленькая стела с муляжом спутника и гордой надписью "Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм космоса".
Центральные площадки примыкают друг к другу практически вплотную, и от Гагаринского старта отлично видна площадка №254. Ее огромный МИК строился как ангар постоянного хранения для "Бурана", но теперь в нем монтируют "Союзы" — не ракеты, а пилотируемые космические корабли. Здесь же на космонавтов надевают скафандры, в которых за два часа до старта они выходят на доклад госкомиссии.
Центр космодрома — это комплекс площадок для запусков сверхтяжелых ракет. "Небоскреб" на площадке №253 — стенд для динамических испытаний, а в огромном здании справа, на площадке №112, заправляли баки "Бурана". Именно по этим корпусам пару лет назад лазали хитрые сталкеры, под покровом ночи нелегально просочившиеся на космодром. С крыш они наблюдали запуск, а внутри обнаружили "артефакты прошлой высокоразвитой цивилизации" — "Энергию-М" и два "Бурана", один из испытательных макетов и вполне настоящую "Бурю", корабль-дублер "Бурана-1". Сталкеры сделали очень красивый репортаж, но в службе безопасности его тоже прочли, после чего усилили периметр, разрешили охране стрелять на поражение и кого-то лишили премии.
Пусковые стволы — это площадка №110, предназначенная для старта сверхтяжелых ракет. Левый старт после реконструкции использовался единственный раз для запуска "Бурана", а правый так и остался "запасным". Сейчас гигантские сооружения заброшены, и близко к ним туристов не подвозят.
Мы направляемся на площадку №250… Есть такая легенда: когда в 1995 году Россия "вернулась" на Байконур, взяв его у Казахстана в аренду, специалисты нашли посреди траншей от выкопанных кабелей и раскуроченных комплексов помещение прямо под Гагаринским стартом, в котором исправно работали, тарахтели и перемигивались лампочками какие-то приборы времен Королева. На всем космодроме не нашлось человека, который знал бы, что это и как оно устроено, и потому, рассудив "работает — не трогай", комнату решили закрыть. Скорее всего, прототипом легенды был 80-метровый командный пункт "Энергии-Бурана", переживший времена разрухи в отличном состоянии. От единой сети связи пункт отключили, и в 2017 году, к 30-летию первого полета "Энергии", открыли его как музей.
Оба старта — и Гагаринский, и Терешковский — построили еще в 1950-х годах. С тех пор у них, конечно, менялась начинка (тем более что Гагаринский старт был разрушен аварией ракеты в 1983-м), но не сами конструкции. Две огромные "руки", поднявшись, смыкаются в башню, сердцевиной которой служит сама ракета. Обратите внимание на лифт — на нем к кораблю поднимаются космонавты, точно на таком же ехал и Гагарин.
Теоретически о Байконуре можно написать много больше, но вряд ли в мире есть хоть один человек, лично видевший все секреты важнейшего космодрома Земли. И как бы ни сложилась судьба Байконура, это главное историческое место в Казахстане, если не во всем бывшем СССР, потому что сделанное здесь в 1950–1960 годах не забудется даже через 10 тысяч лет…
Буяновский много пишет и о Центральной Азии, например, о жизни в анклавах на территории Кыргызстана.