Полный комментарий юриста слушайте в аудиоверсии.
В беседе на радио Sputnik Кыргызстан он отметил, что размеры сумм при продаже жилья часто пугают своей величиной.
"Все чаще сделки на нашем рынке недвижимости проводятся в долларах. Суммы немалые и подогретое голливудскими фильмами воображение рисует чемоданы денег, которые отнимают у покупателя перед сделкой или у продавца после сделки… На самом деле опасность не так велика", — заверил Плужник.
Он пояснил, что существует много относительно безопасных для обеих сторон способов передачи денег, позволяющих не столкнуться с криминалитетом и избежать мошенничества. Обычно решение вопроса о передаче средств за недвижимость зависит от договоренности между покупателем и продавцом.
Существует три варианта наличных расчетов:
— покупатель передает деньги до подачи документов в Госрегистр, тогда же участники сделки подписывают договор купли-продажи и акт приема-передачи;
— договор подписывается в Госрегистре после подачи документов на регистрацию, а деньги передаются на нейтральной территории (например, в агентстве недвижимости); после передачи денег подписывается акт приема-передачи в трех экземплярах;
— деньги помещаются в ячейку депозитария банка, а продавец может забрать их, придя в банк с документами о переходе прав на жилье и подписанными актами приема-передачи; ключи от ячейки сразу отдают продавцу, чтобы покупатель не мог воспользоваться моментом и забрать средства (этот вариант чаще всего используется в Бишкеке).
Плужник отметил, что первый вариант — самый опасный и для покупателя, и для продавца.
Он подчеркнул, что следует позаботиться и о том, чтобы подлинность денег можно было проверить (это актуально для любого варианта наличных расчетов).
"Если в качестве места для расчетов выбран банк, то подлинность купюр там смогут проверить за определенную плату — обычно 0,5 процента от суммы. Обязательно передавать деньги при свидетелях. Если что-то случится, два свидетеля в суде станут надежной гарантией даже в случае ненадлежащей расписки", — уточнил специалист.
По его словам, расписку часто не считают документальным оформлением передачи денег, но в любом случае это документ, который покупатель обязательно должен получить от продавца недвижимости. Составляется она в простой письменной форме, там должны быть указаны Ф. И. О. покупателя и продавца, их паспортные данные, места прописки и полная сумма переданных средств. В расписке можно указать и фамилии свидетелей, хотя это необязательно.