БИШКЕК, 5 сен — Sputnik. С 1 по 3 сентября в Кыргызстане находился президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Одним из вопросов, который он поднял во время встречи с Жээнбековым, была совместная борьба с FETO — организацией оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Именно его он обвинял в подготовке неудачного переворота. Напомним, 16 июля 2016 года Эрдоган едва не лишился власти после бунта военных.
Миссия — изгнать гюленовцев
Турецкая сторона не раз требовала выслать из КР гюленовцев, утверждая, что иначе стране могут грозить революции.
В госрезиденции "Ала-Арча" Эрдоган попросил президента КР Сооронбая Жээнбекова закрыть школы "Себат" (ныне "Сапат") из-за их аффилированности с Гюленом.
Затем, уже возвращаясь домой, он сообщил турецким журналистам в самолете, что в Кыргызстане на серьезном уровне функционирует FETO.
"Сторонники организации проникли в государственные институты — от военных структур до судов. Им удалось даже запугать политиков", — заявил турецкий лидер.
Редакция Sputnik Кыргызстан связалась с рядом политиков и спросила, запугивали ли их лично или знакомым им представителей истеблишмента.
Внутритурецкая борьба за власть?
Депутат Жогорку Кенеша от фракции "Онугуу — Прогресс" Исхак Масалиев сказал, что ранее в турецких СМИ читал хвалебные статьи о просветителе Гюлене.
"А затем, после попытки переворота, я вдруг "обнаружил", что он заговорщик и так далее. У некоторых моих друзей дети учатся в "Сапате", но я не слышал, чтобы преподаватели пытались влиять на школы. Что касается политиков, то, может, искандер-кебаб бесплатно поесть и сходят, но это ни в коей мере не способствует развитию идеологии гюленизма в Кыргызстане. Я не знаю, что это и в чем его смысл. Вообще — это внутритурецкая борьба за власть", — отметил Масалиев.
Комментируя информацию турецких СМИ, он назвал оценки Эрдогана в отношении властей и госструктур КР "некорректными".
Надо опубликовать фамилии политиков!
Вице-спикер ЖК Мирлан Бакиров заметил, что он не владеет информацией о проникновении сторонников опального проповедника во властные структуры Кыргызстана.
"Лично меня никто, в том числе сторонники Гюлена, не запугивал. Подобного я не слышал ни от своих коллег, ни от других политиков", — рассказал Бакиров.
Лидер фракции "Ата Мекен" Алмамбет Шыкмаматов ответил коротко: "Чем они нас могут запугать? У нас во фракции гюленовцев нет".
Депутат Жогорку Кенеша от фракции "Республика — Ата-Журт" Мирлан Жээнчороев также сказал, что его не запугивали и никто не звонил "от имени" FETO.
"Я думаю, соответствующие органы должны уточнить эту информацию через дипломатические и другие каналы. Если какие-либо организации имеют влияние на политиков и государственные институты, то их фамилии должны быть представлены нашим госорганам. Затем, если есть такие политики, нам надо публично их назвать и дать возможность объяснить ситуацию либо принять соответствующие меры", — сказал Жээнчороев.
Спецслужбы перестраховались
Бывший вице-президент (должность существовала с 1991 по 1993 годы), экс-премьер-министр Феликс Кулов полагает, что турецкие спецслужбы дали Эрдогану искаженную или преувеличенную информацию. По его мнению, есть определенные основания считать, что FETO влияет на кыргызстанское общество, так как ранее один из известных богословов КР встретился с Гюленом и сказал, что "в нем нет ничего плохого".
Также он, ссылаясь на знакомых из Турции, сказал, что кыргызстанцы, находящиеся в вышеупомянутом списке, давно изменили свои взгляды и "даже турки говорят, что не надо причислять их к лагерю непримиримых борцов с Эрдоганом". В заключение Кулов добавил, что турецкие спецслужбы "перестраховались".