Терроризм и экстремизм — одно из главных зол современного мира. 160 делегатов духовных управлений и госорганов восьми стран собрались в Бишкеке, чтобы обсудить, как бороться с этими вызовами.
Организаторами III международной научно-богословской конференции "Духовный Шелковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности" выступили Духовное управление мусульман Кыргызстана, Совет муфтиев России и другие организации.
Послание президента
Великий Шелковый путь соединил многие страны, проходил он и через наш регион. С древности он носит мультикультурный характер, объединяя различные народы и конфессии. Толерантность и взаимоуважение стали традиционными ценностями в странах, где проходила эта артерия, говорится в послании президента к делегатам мероприятия.
"Возрождение связей способствует сотрудничеству государств. Они продиктовано сохранением традиционных культурных и духовных ценностей народов и противодействием распространению радикальных идеологий, прикрывающихся религиозными ценностями. Эта конференция внесет существенный вклад в выработку общей скоординированной позиции по отношению к вызовам современности, сохранение и развитие духовно-культурного наследия", — процитировал президента глава его аппарата Досалы Эсеналиев.
Тема экстремизма была одной из основных, если не самой главной на конференции.
Кто помогает псевдоисламу?
Председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Равиль Гайнутдинов очень высоко оценил действия "сына кыргызского и татарского народов Чингиза Айтматова", который во время информационной войны против ислама, вызванной действиями псевдомусульман, выступил его защитником.
"Сейчас вновь обострилась проблема псевдоислама. Я убежден, что только совместными усилиями можно избавиться от этой страшной заразы, завезенной извне. При этом хочу отметить, что однобокие действия госорганов становятся козырем в руках экстремистов", — сказал муфтий.
По его мнению, некомпетентную экспертизу исламской литературы проводят люди, мало понимающие тему, и это грозит осложнениями.
Причиной радикализма является и дискриминация в отношении верующих, заявил заведующий отделом ДУМК по фетвам, религиозной литературе и халяль-индустрии Равшан Эратов.
"Если не остановим дискриминацию, это может привести к радикализации", — сказал он.
Представитель ДУМК призвал к гуманизму и выбору золотой середины вместо крайностей.
"В наше время уже не так нагло используют религию, но схема остается. Если власть делает это, то и оппозиция от нее не отстает. Это называется "радикализм" и "экстремизм", — сказал Полосин.
Замглавы фонда напомнил, что радикалы вербуют рекрутов ради политических целей, но, чтобы мотивировать, говорят, что выступают во имя веры. То есть получается, что проблема больше социально-политическая, чем теологическая. Поэтому он призвал активнее использовать опыт психологов, чтобы имамы имели в своем арсенале контрмеры против вербовщиков.
Как дело обстоит в Кыргызстане?
За последние годы в шесть раз увеличилось число преступлений экстремистского характера, сообщил старший оперуполномоченный 10-го управления МВД Кыргызстана Мамырбек Копжашаров. Экстремизм представляет серьезную угрозу стране и нормальному развитию общества. Он сравнил данные за 2010-й и 2017 годы.
"За эти семь лет выявлено 2 603 преступления экстремистской направленности. В 2010-м их было 101, а в 2017-м уже 597, то есть количество таких преступлений увеличилось в шесть раз. Для борьбы с этим явлением нужны консолидация и поддержка общества", — сказал представитель МВД.
Директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов отметил, что Кыргызстан из-за двух революций и своей политической системы является более свободной страной, что отражается и на религиозной сфере.
Он заметил, что все течения, кроме традиционного ислама, имеют внешний центр управления, поэтому некоторые эксперты предлагают их запретить. Маликов заметил, что государству надо использовать религиозный ресурс для социального развития, иначе им воспользуются другие силы. Этот вопрос прорабатывается в рамках Национальной стратегии устойчивого развития.
Теолог заметил, что в исправительных колониях не камерный, а лагерный тип содержания, поэтому осужденные приверженцы экстремистских течений вербовали других заключенных. После этого сторонников радикальных течений начали переводить в колонию № 27.
"Но там вместе сидят "хизбутчик" и приверженец более опасного такфиризма. Таким образом, государство само пополняет ряды крайне радикальных течений", — заключил Маликов.
Что делать?
Представители узбекской делегации предложили расширить сотрудничество духовных управлений и рассказали об удачном опыте совместной работы с Азербайджаном. Поделились своим опытом и представители других стран.
Заместитель директора Государственного управления по делам религий КНР Чэнь Цзунжун рассказал, что, как и в большинстве стран, в Китае обеспокоены ростом экстремизма.
"Мы провели соответствующую работу: систематически критиковали экстремизм, срывали религиозные покровы", — сказал Цзунжун.
"Молодежь уходит в радикальные организации из-за отсутствия религиозного образования. Поэтому мы хотим инициировать законопроект, согласно которому молодые люди, желающие получить духовное образование за рубежом, перед этим получали бы базовое религиозное образование в стране", — добавил Мырзаев.
Что решили?
По итогам конференции принята резолюция, в которой в числе прочего предлагается выработать единые принципы и методы в отношении публикации и распространения религиозной литературы, предложить госорганам содействие в подготовке госслужащих, занимающихся вопросами религиозной деятельности. Помимо этого, участники обратили внимание на то, что социальное служение — это фундаментальный принцип ислама, и подтвердили, что оно должно стать приоритетным направлением деятельности мусульманских религиозных учреждений.
Следующая, четвертая конференция пройдет в 2019 году в Астане.