В этом выпуске мы публикуем письмо девушки, которая чувствует себя одинокой.
Мне 16 лет, я живу в Бишкеке, родилась в семье со средним достатком, учусь в средней школе. Меня мучает то, что я очень плохо взаимодействую с другими людьми.
Поэтому я сидела дома и смотрела телевизор. В пять лет меня отдали в детский сад, и там я могла уже играть с детьми и вести себя как нормальный ребенок. Но в играх я всегда была неким изгоем, той, кому достается плохонькая кукла с оторванной ногой и спутанными волосами. Конечно, у меня осталось много светлых воспоминаний с тех времен, но все равно обидно.
Потом я пошла в школу. Там, вроде, влилась в компанию "крутых девочек" класса, но все так же была словно лишней, с кем можно, если что, не разговаривать несколько дней или которой можно намекнуть на неряшливость, тупость. Конечно, я сама была виновата в таком обращении со мной. То есть мне сложно сказать человеку то, что меня тревожит, или искренне радоваться чужим успехам, приобнять, когда кому-то грустно. Я даже депрессию своей мамы в 15 лет не замечала, вела себя с ней грубо, и мне очень стыдно за это.
Потом я перевелась в другую школу, около года проходила в одиночестве, потому что не могла наладить отношения или найти хотя бы одного друга в классе. Но меня это несильно волновало, поэтому у одноклассников я приобрела репутацию немного двинутой девочки, которая относится к окружающим высокомерно, хотя мне было просто все равно. Я не могла найти точки соприкосновения или просто не находила тем для разговора, не знала, что сказать, а люди принимали это за гордость.
Сейчас жалею, что так поступила с ним, но не знаю, смогла бы состоять в отношениях с кем-либо. Когда мне делают комплименты, я этого не понимаю. Даже с девочками порой не знаю, о чем говорить, мне легче снова и снова сидеть одной, не говоря уже о противоположном поле… Мне кажется, я никогда не выйду замуж, разве что поеду в село и меня украдут.
Ильдар Акбутин, психолог:
Слышу в ваших словах одиночество и глубокую печаль. От этого становится очень грустно, невольно вспоминаю свои юные годы, когда я чувствовал себя примерно так же. Представляю, каково вам в окружении такого количества людей чувствовать себя одинокой и не уметь даже поговорить с ними на простые темы.
Какова природа этой проблемы? Глядя на вас — молодую, складно пишущую девушку, трудно предположить, что с вами это происходит. Вам хочется общения, друзей, близких отношений с молодым человеком. Но есть что-то, что мешает делать это, — страх. Страх, что вас совсем отвергнут, что скажете опять какую-то глупость и все будут смеяться. Этот страх заставляет молчать, не высовываться и не делать то, что на самом деле очень хочется. И от этого вам грустно, вы испытываете отчаяние, поскольку вам кажется, что уже ничего не изменить.
Негативные утверждения родителей и детские убеждения записываются в подсознании и начинают нами управлять во взрослом возрасте, вот почему комплиментам мы не верим. Внутренний критик обесценивает все добрые попытки и отравляет жизнь. Это и подтверждает наш сложившийся с детства сценарий.
Важно разорвать этот замкнутый круг. К сожалению, достаточно трудно избавиться от детских травм самостоятельно, поэтому необходима помощь опытного психолога.