К сожалению, опыт войны в Афганистане не изучен должным образом —ее историю мы знаем плохо, а герои обделены общественным вниманием. В той войне участвовали 7 400 кыргызстанцев, но наше общество мало знает об их судьбе и о проблемах, о значимости их вклада в обороноспособность Кыргызстана. Их опыт военных действий в высокогорной местности с опасным и опытным противником тяжело переоценить для защиты нашей страны. Это касается офицеров и бойцов подразделения, известного как 2-й мусульманский батальон. В нем под командованием легендарного майора Бориса Керимбаева воевали и наши земляки.
Формирование второго мусульманского батальона
Когда стало ясно, что советские войска будут воевать в Афганистане длительное время, решено было создать подобный отряд, опираясь на опыт, который был признан удачным. К тому времени в городе Капчагае Алма-Атинской области уже был создан 177-й отдельный отряд специального назначения ГРУ Советской армии. Однако он готовился к боевым действиям на территории Синцзян-Уйгурского автономного района КНР. Поэтому для офицеров отряда ввели ускоренный курс обучения китайскому языку. Именно это боевое подразделение стало впоследствии известно, как 2-й мусульманский батальон.
Перед ним были поставлены новые боевые задачи, и он начал готовиться к действиям на территории Афганистана. Командиром батальона назначили майора Бориса Керимбаева, получившего военное образование в Ташкентском высшем командном училище им. В. И. Ленина. Батальон сформировали из казахстанцев, таджикистанцев, узбекистанцев и кыргызстанцев. Впрочем, были в нем офицеры и солдаты и других национальностей. В офицерский состав 177-го отряда вошли кыргызстанцы Нарынбек Бексултанов, Мелс Бекбоев, Эркин Джуматаев, Галиаскер Джунушев, Мирбек Усенов, Таалай Шаатемиров, Субханкул Рахманкулов, Сагын Кубанов. Начальником штаба был назначен Джунушев. В сентябре 1981 года 177-й отряд сдал проверку по боевой подготовке, а 29 октября перешел государственную границу СССР для передислокации в Афганистан.
Кара Майор и его батальон
Первым местом дислокации 177-го отряда стал город Меймене провинции Фарьяб. Уже 7 ноября батальон принял боевое крещение, понеся первые потери. Рядовой Иванов погиб, а наш земляк старший лейтенант Эркин Джуматаев был тяжело ранен. Однако в лучших традициях Великой Отечественной войны он вернулся в батальон, не долечившись в госпитале, и продолжил воевать. Личному составу приходилось переучиваться, адаптируясь к новым условиям. Например, начальник разведки батальона старший лейтенант Сакен Жасузаков за короткое время оперативным путем выяснил, что некий агент местной милиции и спецслужб дает лживые сведения. Когда Керимбаев на совещании смог доказать этот факт, советские советники и представители местных спецслужб были неприятно удивлены. Это существенно подняло авторитет майора. Именно в Меймене Керимбаев получил прозвище Кара Майор. Слово "кара" в тюрском языке означает "сильный, грозный". Так называли Керимбаева не только его подчиненные и местное население, но и моджахеды.
В январе 1982 года отряд принял участие в войсковой операции под населенным пунктом Дарзоб, затем четыре месяца стоял там гарнизоном, проводя разведывательно-поисковые рейды. В то же время мусульманский батальон оказывал посильную помощь местному населению и налаживал отношения со старейшинами. Когда батальон Керимбаева получил приказ о передислокации, случился интересный факт — старейшины Дарзоба написали письмо главе Афганистана Бабраку Кармалю с просьбой оставить у них часть Кара Майора на условиях полного довольствия. В конце мая 1982 года 177-й отряд получил задачу занять только что освобожденное советскими войсками Панджшерское ущелье.
Ахмад Шах дал клятву на Коране, что за месяц выбьет мусульманский батальон из Панджшера, но не смог выполнить свое обещание. У Кара Майора было всего 500 солдат и офицеров против небольшой армии Ахмад Шаха. Среди моджахедов воины Льва Панджшера считались по праву самыми отборными и мотивированными бойцами. Как вспоминают подчиненные Бориса Керимбаева — наши земляки Эркин Джуматаев и Сергей Якиманский, — Масуду помогали пакистанские и французские военные специалисты.
Первоначально отряду Кара Майора нужно было удерживать ущелье всего месяц. Однако 177-й отряд продержался около года. Керимбаевцы сами очень успешно использовали партизанскую тактику и наносили весьма ощутимые удары. Взбешенный этими неудачами, Лев Панджшера пообещал 1 миллион долларов за голову Кара Майора. Несмотря на эти обстоятельства, отряд Керимбаева вынудил Масуда заключить временное перемирие с командованием 40-й армии. Неудивительно, что первым условием со стороны Масуда было требование вывести из Панджшерского ущелья мусульманский батальон. Оно было выполнено — отряд вывели в населенный пункт Гульбахор провинции Парван. Впоследствии подразделение успешно воевало во всех горячих точках Афганистана. В феврале 1989 года 177-й отряд специального назначения ГРУ вышел из Афганистана последним.
Когда 29 октября 1981 года керимбаевцы входили в Афганистан, они дали слово, что после войны каждый год будут встречаться в Алма-Ате в парке 28 панфиловцев. Вот уже скоро 30 лет, как они встречаются в парке, где сами установили памятник погибшим на той войне.
К сожалению, в списке 177-го отряда был без вести пропавший рядовой Михаил Ануфриев из Таджикистана. Долгое время считалось, что он перешел на сторону моджахедов. И только недавно было установлено, что Ануфриева убил один из моджахедов Ахмад Шаха. Теперь его доброе имя восстанавливается.
Из рядов этого славного боевого подразделения вышли четыре будущих генерала: Мукан Дюсекеев, Сакен Жасузаков, Мэлс Бекбоев и Ринат Мереддурдыев. Именно они составили костяк армий Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана. Сержант Сергей Якиманский занялся строительным бизнесом и стал владельцем строительной компании. Он известен тем, что построил пансионат "Руха" на южном берегу Иссык-Куля. В следующем году он и его однополчане намерены установить там памятник погибшим из 177-го отряда и всем участникам войны в Афганистане.