В жизни кыргызстанцев еще много стереотипов. Например, если ходишь в костюме на работу, а на отдыхе в спортивном костюме, то ты успешный, серьезный человек. А если одет во что-то, кроме привычной черно-серой гаммы, и твоя прическа отличается от той, какая должна быть "по уставу", то ты человек если не экстравагантный, то странный, и о причине такого внешнего вида просто необходимо поинтересоваться.
…Не могу точно объяснить свое желание отрастить волосы. Во-первых, это было много лет назад, во-вторых, я к ним настолько привык, что со стандартной "канадкой" или "полубоксом" почувствую себя голым. В общем, думаю, что это было, как и у всех юношей, которые из школы перешли в более либеральный по правилам внешнего вида университет и захотели выделиться из толпы сверстников.
Тогда эксперимент закончился военной кафедрой. На первом же построении товарищ полковник вывел всех волосатых из строя и многозначительно сообщил, что на пересечении двух ближайших к плацу улиц работает парикмахерская, услуги которой помогут нам сделать шаг навстречу заветному военному билету. Документ этот был необходим, поэтому все мы через несколько часов стояли в строю с аккуратной уставной прической с длиной волос не более двух сантиметров. Исключение составил лишь один смелый парень, который пришел со справкой, что его внешний вид является частью творческого образа. Он играл в рок-группе, а справку ему дала администрация одного из рок-баров столицы. К сожалению, эта бумага не произвела на товарища полковника никакого впечатления, и после двух минут объяснений неправоты волосатого студента в отборных армейских выражениях бедолага покинул плац под дружный смех сослуживцев. Магия военного билета и здесь сыграла свою роль. На следующем построении его гладко выбритый череп нестерпимо ярко отсвечивал на солнце, когда мы в торжественном марше делали равнение направо.
Однажды в маршрутке один из пассажиров неожиданно заявил, что длина моих волос не соответствует требованиям религии, которую он исповедует. После краткой дискуссии он закончил мысль тем, что, когда я приду за спасением в его религиозное учреждение, меня даже на порог не пустят. Мужчина остался при своем мнении, я — при своем.
Я вот, например, считаю, что люди не должны быть обязательно хорошими или плохими, — они должны быть разными. Гонения на обладателей длинных волос со времен СССР продолжаются, но уже не из-за идеологии, а просто из-за неприятия и боязни чего-то непривычного. Со временем, кстати, вопросы о длине моих волос со стороны бишкекчан практически сошли на нет. Может, я сам стал менее дружелюбным, но, скорее всего, меня принимают за иностранца. К ним по поводу внешнего вида вопросов почему-то нет…
Но все это лишь небольшие минусы. Девушки всегда отзывались о моей прическе только положительно, мужчины постарше говорят, что и они когда-то "хиповали", и пытаются опытным взглядом найти на моей голове первые признаки мужественного облысения. В айылах дети, поднимая клубы пыли, бегут за мной и кричат: "Роналдиньо! Рональдиньо!". В Оше целыми семьями шли за мной, лишившись дара речи и показывая в мою сторону пальцем.
…Недавно, гуляя по Москве среди тысяч длинноволосых собратьев в парке Зарядья, за спиной услышал родное: "Ай! Узун чачтарга кара!". Обернувшись, увидел соотечественников, которые, как и я, знакомились с достопримечательностями российской столицы. Отвечать на кыргызском не стал, боясь вызвать в их головах когнитивный диссонанс. Просто сел на траву, думая о том, сколько удивительного, кроме моих длинных волос, ждет этих ребят на улицах продвинутого современного города.