Уроженец Карагандинской области Мейраш Алимжанов был обычным, ничем не выделявшимся из числа сверстников подростком, пишет Sputnik Казахстан. Вспоминая о его детстве и юности, друзья и родные не могли сказать о нем ничего плохого. По их словам, он рос настоящим патриотом, а потому отвергал все иностранное. В юности стал увлекаться национальными видами спорта, в том числе борьбой. А в 2000-м неожиданно сказал родителям, что намерен поступить в медресе (мусульманское учебное заведение).
Родные, обдумав желание мальчика, возражать не стали. Им было невдомек, что с того момента у Мейраша начнется перерождение в совершенно другого человека, а на его совести, пусть и косвенно, будут сотни загубленных жизней.
То, о чем рассказывал Мейрашу новый знакомый (а проповеди были далеко не о мире и человеческих добродетелях), казалось молодому человеку очень романтичным и правильным. Он быстро проникся идеологией борьбы с неверными и вооруженного джихада на пути Аллаха и вскоре тоже примкнул к экстремистской группировке. Новые учителя молодого человека были рады его появлению в своих рядах: он оказался исполнительным, преданным и исключительно фанатичным.
Отголоски взрывов у посольств США и Израиля в Узбекистане
Впервые в поле зрения правоохранительных органов Мейраш Алимжанов попал в 2005 году. Именно тогда борьба с религиозными фанатиками в Казахстане вышла на новый уровень. Причиной стал теракт в Ташкенте 30 июля 2004 года. Тогда смертники почти одновременно совершили самоподрывы у посольств США и Израиля. Третьей их целью был офис главного прокурора Узбекистана. В результате хорошо спланированного и подготовленного террористического акта погибли два человека, девять получили ранения. Жертв среди иностранных граждан удалось избежать.
К тому моменту за плечами радикалов, которые находились на территории Казахстана, было уже достаточно преступлений, за которые их можно было арестовать и надолго упрятать за решетку. Чтобы исключить повторение ташкентских событий, силовики решили всерьез разгромить радикальное бандподполье.
На время следствия большую часть экстремистов отправили под арест. И только Алимжанов, на тот момент еще не успевший натворить чего-то серьезного, оставался под подпиской о невыезде. Именно этим он и воспользовался для того, чтобы скрыться и на долгие годы затеряться на бескрайних просторах Казахстана.
Несмышленый юнец превратился в матерого фанатика
Схватить Мейраша Алимжанова, а впоследствии и остальных членов его джамагата (террористическая ячейка) спецслужбам удалось только в 2011 году в Алматы. Правда, по документам в руках оперативников оказался Руслан Амринов. Именно под этим именем и по поддельным документам все эти годы скрывался Мейраш Алимжанов. Впрочем, в кругах братьев по вере его тоже знали под несколькими именами: Кайрат, Асет, Омар и Абдулла.
Скрывать что-либо дальше было бессмысленно, и Алимжанов согласился сотрудничать со следствием. Уже на первом допросе он рассказал, что, когда в 2006 году были арестованы его сподвижники, в том числе Тажибаев, а годом ранее осудили Баймурзаева, он решил затеряться в Алматы и уже там собрать свою группировку. Главной задачей ставил вербовку террористов-смертников, готовых в любой момент выполнить его приказ.
Имея определенный опыт, Алимжанов не стал искать новых путей и начал действовать по уже проверенной схеме, подыскивая соратников в городских мечетях. Первым из них стал Ербосын Исабеков.
Старые связи и первый неудачный опыт
В силу жизненных проблем Ербосын Исабеков быстро поддался проповедям Алимжанова и спустя всего пару недель из скромного парикмахера превратился в настоящего фанатика нового учения. Его совершенно не пугало, когда в проповедях Мейраш говорил, что на пути Аллаха необходимо быть готовым в любой момент отдать жизнь в борьбе с неверными.
Как и обещал Алимжанов, в столице Азербайджана его встретили. Только после Исабеков узнает, что эти люди были членами террористических групп, действовавших на Северном Кавказе. После нескольких дней, проведенных в Баку, они же переправили Ербосына в Иран.
В течение полутора месяцев братья по вере возили мужчину по разным городам страны, показывали мусульманские святыни, водили по мечетям. А каждый вечер в дом, где жил Исабеков, приходили люди, по его воспоминаниям, всегда разные. И каждый раз речь шла о том, какая важная миссия отведена ему в борьбе с неверными, как важно быть твердым и решительным на пути джихада и что после смерти его ждет рай с массой наслаждений.
Всему этому Исабеков внимал со спокойствием. Но… ровно до тех пор, пока его прямо не спросили, готов ли он пожертвовать жизнью во имя веры и совершить самоподрыв. Неуверенность и страх молодого человека его новые учителя почувствовали сразу и были этим очень недовольны, о чем тут же сообщили Алимжанову. Уже через несколько дней Мейраш тоже прибыл в Иран.
После недолгих переговоров наставники окончательно пришли к выводу, что Исабеков не подходит на роль смертника. Однако отказываться от использования его и Алимжанова в своих дальнейших целях не стали.
Любая война требует средств
Вот тогда перед Мейрашем Алимжановым и поставили новую задачу. Вместе с Исабековым он должен был вернуться в Казахстан, продолжить вербовку последователей, вооружить их и, главное, собирать и переправлять денежные средства, которые должны были пойти на подготовку террористов-смертников в специально созданных для этого в странах Ближнего Востока лагерях.
Вернувшись на родину, он продолжил вербовку сторонников в городских мечетях, и вскоре помимо Исабекова в его группу входили еще четыре человека: Мухит Мырзаимов, Ермек Абеков, Канат Ахметсадыков и Куаныш Шакырбеков. Впоследствии, изучая их личности, оперативники искренне удивлялись, как Алимжанову удалось убедить образованных и далеко не глупых людей, что путь джихада и смерть — единственный правильный выбор для мусульманина.
О том, каким образом члены группировки радикалов собирали средства для своих зарубежных братьев, следователи умолчали. Однако догадаться об этом несложно, если учитывать, что первым делом вновь созданная ячейка фанатиков серьезно вооружилась. В их арсенале оказалось несколько пистолетов, три автомата, сотни патронов к ним и гранаты.
Схема переправки денег за рубеж так, чтобы это не вызывало подозрения, была разработана неким человеком, который периодически выходил с Алимжановым на контакт в Интернете. При этом преступники соблюдали исключительные меры конспирации, общаясь заранее оговоренными фразами, значение которых было известно только им. При этом при общении в видеочатах собеседник на том конце ни разу не показал своего лица.
По приблизительным подсчетам следователей, за время сотрудничества с зарубежными радикалами ячейка Алимжанова перевела им не меньше 40 тысяч долларов.
Радикалы осуждены, дело сдано в архив
Приговор по делу террористической ячейки, созданной Мейрашем Алимжановым, состоялся 22 июня 2012 года в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы.
Однако суд эти доводы не убедили. Согласно материалам дела, при задержании каждый из них был вооружен и всегда носил с собой как минимум гранату. Мало того, оперативники представили суду записи переговоров руководителя группировки Алимжанова с зарубежными собратьями по вере, из которых недвусмысленно можно было понять, что речь шла о переводе крупных сумм.
Результатом длительного судебного разбирательства стал обвинительный приговор. Мейраш Алимжанов был признан виновным в создании и руководстве террористической группы и финансировании террористической деятельности и получил 12 лет лишения свободы. Все его сподвижники проведут в колониях по восемь лет.
Суд апелляционной инстанции оставил приговор без изменения.