Тотальный запрет курения в общественных местах, к которому может привести принятие размытых поправок в Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения", не только не поможет снизить число курящих, но и простимулирует коррупцию, пишет колумнист Sputnik Казахстан.
Минздрав готов "подвинуть" Конституцию "мутной" поправкой
Поправка в пункт 5 статьи 159 Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения", где появилась довольно мутная формулировка, определяющая понятие общественного места, в котором не положено будет появляться с сигаретой, обсуждается уже не первый месяц. То, что без четкого определения этого понятия общественным местом будет считаться любое, кроме квартиры или двора частного дома, понятно каждому.
При этом Минздрав не устает кивать в сторону ВОЗ, мол, "там говорят, значит, так и нужно". Лукавят. Недоговаривают главное в министерстве. Ведь все нормы, которые сейчас пытаются ввести в кодекс, только рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения, а не требуют неукоснительного исполнения, тем более так топорно.
Антитабачники борются с курильщиками, а не с курением
Собственно, почему я, курящий человек, так же, как и все, платящий налоги, перечисляющий все социальные выплаты и трудящийся на благо государства, должен быть лишен права выбора, которое мне предоставлено Конституцией? Я же, простите, не наркотики употребляю и не с оружием по городу хожу. Я покупаю товар, который к продаже государством не запрещен. Мало того, он разрешен. И с этого товара в казну страны широкой рекой текут как налоги, так и акцизные сборы.
Но антитабачная кампания с каждым годом набирает все большие и большие обороты. Такое ощущение, что в стране, кроме курящих, вообще никаких проблем не существует.
И кто только не пиарился на этой теме. И депутаты, и высокопоставленные врачи, и даже экс-аким Астаны Асет Исекешев, который как-то высказался о необходимости запрета курения в отдельно взятом городе, как это ему довелось увидеть в Сингапуре.
Все эти периодические высказывания чиновников разного ранга порою имеют настолько неприятную и настойчивую риторику, что курильщики действительно начинают чувствовать себя людьми низшего сорта. И в первую очередь потому, что понимают, что повлиять на все новшества и поправки, которые их касаются, не могут никоим образом. При этом, каждый раз свыкаясь с новыми правилами, курильщики надеются, что "ну на этот раз точно все! Хуже уже не придумаешь!". Придумаешь, еще как. И это обязательно случится. Потому как тема борьбы с курением всегда будет благодатной для имиджа.
Борьба с курением — это имидж и деньги, причем не всегда в госказну
К сожалению, отчетности о потраченных деньгах в открытом доступе не найти. В большинстве случаев суммы, выделяемые НЦПФЗОЖ для неправительственных организаций, уходят на флешмобы, буклеты, плакаты и прочие малоэффективные пропагандистские штучки. А вот с реальными делами беда. Ни одного сколько-нибудь реального проекта, который бы помогал желающим бросить курить, в стране за долгие годы борьбы в жизнь воплощено не было.
Зачем рубить голову курице, несущей золотые яйца?
Тем временем каждое новшество, предлагаемое борцами с курением и курильщиками, действительно все чаще напоминает именно ту ситуацию, когда "птице", которая делает богатым, хозяин сносит голову с плеч.
Во-первых, удар приходится по табачным компаниям. Их две в Казахстане, они являются бюджетообразующими. Суммарно в год они приносят в бюджет налогами и акцизами более 135 миллиардов тенге, что часто превышает платежи в бюджет крупных, являющихся в нашей стране флагманами отрасли, нефте- и газодобывающих компаний.
При этом в результате агрессивных действий наиболее ретивых борцов с курением производство у табачных компаний упало на 12 процентов.
Согласно статистике, приведенной казахстанской аналитической группой "КИПР", в 2017 году общий объем рынка табачных изделий в Казахстане равнялся приблизительно 22 миллиардам сигарет. Если допустить, что из этого объема контрабандные сигареты будут составлять всего 1 процент, то есть 220 миллионов штук, то получим 11 миллионов пачек. Умножив их на минимальную розничную цену (360 тенге), получаем 3,6 миллиарда тенге оборота нелегального рынка.
Судя же по тому, какие партии контрабандного табака время от времени изымают из нелегального оборота казахстанские таможенники и пограничники, говорить всего об одном проценте контрафакта просто смешно. А как пример можно взять всего два случая, имевших место в июне этого года. Тогда правоохранительные органы на складах Уральска и Актау изъяли сначала 14 миллионов 100 тысяч пачек контрабандных сигарет на 4,8 миллиарда тенге, а несколькими днями позже 8 миллионов 600 тысяч пачек. Стоит ли после этого говорить, сколько денег утекает мимо бюджета?
Чтобы понять, что же все-таки ждет страну и казахстанских курильщиков в разрезе этой проблемы, остается просто немного подождать. От того, примут ли депутаты предложенные Минздравом поправки и в каком виде, будут зависеть не только дальнейшая жизнь сотен тысяч граждан с дурной привычкой пускать дым, но и многие, как выяснилось, вопросы, напрямую затрагивающие экономику государства.