В понедельник экс-президент Алмазбек Атамбаев дал интервью телеканалу "Апрель", в котором признался в своих ошибках во время нахождения у руля государства.
Редакция Sputnik Кыргызстан публикует первый материал из серии "Ошибки президентов Кыргызстана". Эксперты поделились мнением, какие неправильные действия совершил первый президент Кыргызстана, и попытались разобраться, почему его правление привело к революции 2005 года.
Краткая справка
Аскар Акаев — первый президент КР. 27 октября 1990 года на должность президента Киргизской ССР, которая была учреждена Верховным Советом республики, был избран Аскар Акаев.
Первые президентские выборы уже в независимом Кыргызстане состоялись 12 октября 1991 года. И тогда Акаев был избран на пост главы государства.
Референдум в январе 1994-го подтвердил его президентские полномочия, а 24 декабря 1995 года Акаева переизбрали президентом на второй срок.
29 октября 2000 года он был переизбран на третий срок, а в феврале 2003-го его президентские полномочия были вновь подтверждены на референдуме.
24 марта 2005 года в результате акций протеста, названных "тюльпановой революцией", вынужден был покинуть страну. 11 апреля 2005 года де-юре Жогорку Кенеш принял отставку Акаева.
Генеральная прокуратура КР после бегства главы государства возбудила уголовные дела в отношении него и членов его семьи.
Айдар Акаев — старший сын Аскара Акаева. Был советником министра финансов, избран депутатом парламента, но мандат аннулировали в 2005 году. Был президентом Национального олимпийского комитета КР и Федерации бокса.
Бермет Акаева — дочь Аскара Акаева. Участница общественно-политического движения "Алга, Кыргызстан!", координатор Фонда Ага Хана. Была избрана депутатом ЖК, но ее депутатский мандат аннулировали после событий 2005 года. В 2007-м пыталась снова стать парламентарием, но была отстранена от выборов.
Мягкость и интеллигентность
Политолог Марс Сариев считает, что главная ошибка была в том, что на пост главы государства избрали ученого, а не государственника.
"Президентом стал академик, который никогда не находился в управленческой позиции. Это совершенно другая стезя, и Акаев, попав в сферу государственного управления, не смог справиться с политическими процессами из-за отсутствия управленческого опыта. В политику должны идти люди с особым характером, закалкой, а Аскар Акаевич человек мягкий и интеллигентный, и думаю, именно это определило его дальнейшую траекторию, именно это и стало ключевой ошибкой", — говорит Сариев.
По его словам, в то время практически все были уверены, что благодаря имени ученого, его академическим научным знаниям Кыргызстан можно вывести из кризиса и поставить на ноги.
"Конечно, нельзя не принимать во внимание, что Акаев попал под влияние советников, которые, кстати, преследовали свои интересы в международных транснациональных корпорациях. Возьмем ту же историю с Кумтором, когда Кыргызстану буквально навязали невыгодный договор. Это соглашение привело к разграблению природных ресурсов страны. Немалую роль сыграло и влияние родственников — как со стороны супруги Майрам Акаевой, так и детей. И именно это вменяли ему в вину при свержении в 2005 году", — сказал политолог.
Он отметил, что при этом в ситуации, связанной с последствиями развала СССР, Акаев действовал очень грамотно.
Он подчеркнул, что сегодня многие думают, что Кыргызстан мог пойти другим путем, например, как Беларусь.
"Но надо понимать, что мы — маленькая республика, не имеющая никаких ресурсов. Все союзные связи порвались, и в этих условиях опыт Беларуси с ее развитой инфраструктурой нам бы не подошел", — пояснил эксперт.
По его словам, спонсорская помощь Запада шла под конкретные проекты либерализации Кыргызстана.
"Мы стали первым таким учеником из стран бывшего СССР и бежали впереди "паровоза демократии". Конечно, многие проекты, включая приватизацию, привели к разграблению собственности и появлению класса собственников. Сегодня от этих вливаний остались только пресловутая свобода слова и совершенно не свойственная для Центральной Азии ментальность, а вот деньги разошлись по кланам", — сказал Сариев.
Он отметил, что именно формирование первого капитала привело к узурпации власти.
По его словам, именно политика лавирования, семейно-клановое правление и ошибочная внутренняя политика стали крупнейшими ошибками первого президента.
Изменения в Конституции — самая большая ошибка
Главный редактор газеты "Деньги и власть" Турат Акимов считает, что все ошибки Акаева исходят от его главного неверного шага — изменения Основного закона страны.
"В сговоре с парламентом Аскар Акаев, изменив Конституцию редакции 1993 года, нарушил генеральную конструкцию государства. С тех пор скелет страны, то есть Основной закон, ломали много раз. В итоге у нас нет принципов, идей, убеждений и взглядов на собственное государственное устройство. При этом надо понимать, что под изменения Конституции меняли и нижестоящие законы. Это говорит о том, что правящая элита способна менять законы страны как ей выгодно, но при этом народ не способен влиять на эти решения. Все, что произошло во время правления Акаева — заключение крайне невыгодного для Кыргызстана соглашения по Кумтору, продажа земель, узурпация власти и семейное правление, — вытекает из этой стратегической ошибки", — считает Акимов.
По его словам, поправки в Основной закон внесли в первую очередь под проект "Кумтор", так как Конституция-1993 не позволяла без тендера, аукциона и прямым указанием Акаева передавать золоторудные месторождения иностранным инвесторам. Только государство могло управлять недрами, нанимая любого подрядчика, даже иностранного.
Он отметил, что не последнюю роль в узурпации власти и во введении семейного правления сыграла супруга президента, к которой позже подключились дети. Входя в политику, они пытались помочь родителям сохранить влияние, уйти от уголовной ответственности в будущем, сберечь капиталы и бизнес-интересы.
Взгляд извне
Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович считает, что к ключевым ошибкам Аскара Акаева можно отнести неспособность изыскать средства (как политические, так и экономические) для прекращения или хотя бы торможения деиндустриализации страны после распада СССР.
"Именно из-за этого экономические возможности страны резко ухудшились. Второй стратегической ошибкой стало вступление в ВТО, где не было никаких возможностей для развития национальной экономики. Членство в этой организации существенно ухудшило позиции национального бизнеса в силу открытости рынка для внешних поставщиков. Во многом именно экономическая политика Акаева привела к формированию нынешней модели экономики Кыргызстана со всеми ее недостатками, включая высокую зависимость от импорта и транзита. В то же время очень сильно развились серые схемы реэкспорта", — сказал Мендкович.
Он отметил, что Акаев в качестве ученого-теоретика давал гораздо лучшие результаты, чем в период руководства страной.
По его словам, при этом Акаеву удалось благодаря открытой внешней политике сделать позитивные сдвиги.
"Страна пользовалась определенной репутацией, был создан неплохой имидж государства — "островок демократии" и "вторая Швейцария". Конечно, все это были попытки улучшить привлекательность горнолыжного туризма и стать флагманом в ЦА в области демократических преобразований. Но и здесь помимо декларирования мало что сделано — эффективных административных и политических шагов для развития этих ценностей так и не последовало", — сказал политолог.
Он подчеркнул, что результатом тактических ошибок стало вторжение в конце 90-х боевиков-террористов на юг страны.
"Конечно, трудно обвинить в этом только Акаева. Здесь требуется определенная осторожность, потому что после распада советского государства Кыргызстан, как и другие страны СССР, столкнулся со многими политическими экономическими и иными вызовами, не имеющими отношения к личной деятельности Акаева. Но, безусловно, на первом президенте лежит ответственность за то, что силовые структуры страны растеряли свои оборонные возможности и не смогли быстро купировать тот вызов. Но нужно понимать, что здесь решающими были внешние факторы", — сказал эксперт.
Но нужно отметить, что внутренняя политика тоже была далека от совершенства, подчеркнул Мендкович.
"Можно сказать, что она была слишком жесткой, когда нужно было быть мягче, и слишком мягкой, когда нужно было быть жесткой. Безусловно, одним из негативных факторов стало так называемое "семейное правление". К сожалению, с включением членов семей президентов в управленческие процессы столкнулось большинство постсоветских государств в Центральной Азии", — говорит политолог.
"И многие руководители так или иначе используют контакты, завязанные на родственных связях. Это не всегда во вред, и к такому явлению можно относиться терпимо, если подобная схема правления позволяет подобрать хороших исполнителей. Но очевидно, что Акаев не смог справиться и при его правлении семейные интересы возобладали над государственными, что, естественно, дало негативный эффект", — сказал Мендкович.
По его словам, совокупность всех этих ошибок и привела к затяжному кризису, обострению отношений с оппозицией, событиям 2005 года, которые в свою очередь очень больно ударили по политической системе и экономическому развитию страны.