Председателя комитета партийного контроля филиала "Нур Отан" Восточно-Казахстанской области расстреляли в упор. Кто и зачем это сделал, читайте в материале колумниста Sputnik Казахстан.
Дерзкое убийство Валерия Проскурякова в октябре 2011 года заставило полицию области работать в авральном режиме. Шутка ли, убит крупный партийный функционер. Убит дерзко, выстрелом в упор во дворе многоквартирного жилого дома. Кто расправился с известным в Восточно-Казахстанской области человеком и за что, предстояло выяснить в самые короткие сроки.
Единственный выстрел стал смертельным
Ранним утром 13 октября 2011 года во двор дома № 93 по улице Кабанбай батыра города Усть-Каменогорска заехала ничем не примечательная автомашина "Волга". Из нее вышел седой мужчина и быстрым шагом направился в подъезд. Водитель машину не глушил, и было понятно, что надолго визитер не задержится. И действительно, через несколько минут визитер быстрым шагом шел назад.
Водитель "Волги", несмотря на то, что все произошло в считаные секунды, сориентировался быстро и бросился вслед за стрелком. Но преследование оказалось недолгим. Заметив погоню, преступник открыл огонь, и, побоявшись за свою жизнь, мужчина преследование прекратил.
Вернувшись к машине, водитель обнаружил, что его пассажир мертв, и тут же позвонил в полицию и на всякий случай в скорую помощь. Позже врачи скажут, что смерть наступила мгновенно.
Личность убитого приехавшие на место происшествия полицейские установили сразу. Им оказался Валерий Проскуряков — человек в городе известный, в первую очередь своей кристальной честностью. На момент убийства он возглавлял комитет партийного контроля филиала партии "Нур Отан" Восточно-Казахстанской области. А до этого руководил дисциплинарным советом областного филиала партии, где его главной задачей была борьба с коррупцией в чиновничьей среде.
Кстати, именно месть за профессиональную деятельность на первое время и станет основной версией убийства, которую будут отрабатывать полицейские.
Дерзкое убийство на контроле на самом "верху"
Свидетелей убийства в ранний час оказалось немного. Тем не менее с их помощью удалось составить фоторобот стрелявшего, который тут же разослали по всем полицейским подразделениям республики. Однако этого было слишком мало. Под неброское описание "мужчина лет тридцати среднего роста, европеец" и по рисованному портрету можно было задерживать каждого десятого мужчину в городе. То есть по факту у местных полицейских не было практически ничего. Кроме особого контроля, на который расследование дела тут же взяли первые руководители министерства внутренних дел.
Все дела Проскурякова, в которых он принимал участие последние несколько лет, подняли и тщательно проверили. Но не нашли ни единого следа, ни одной ниточки.
Никуда не привела и вторая версия, отработанная операми. В коммерческой деятельности, которой Валерий Проскуряков занимался до своего прихода на государственную службу, тоже не было ни единого темного пятна. Все его партнеры не имели с ним конфликтов, а сделки проводились исключительно открыто и в рамках закона.
Следствие зашло в тупик.
Кем оказались заказчик и киллер
Информаторы полицейских в городских криминальных кругах только разводили руками. Ни о стрелке, ни о причинах, по которым он пошел на убийство, никто и ничего не знал. Именно тогда стражи порядка предположили, что убийца мог быть "залетным", то есть гастролером, который выполнил заказ и благополучно исчез из региона.
Анатолий Метелев и Константин Колесник были людьми совершенно разными. Метелев, в криминальных кругах больше известный как рецидивист Метеля, был алкоголиком и наркоманом. А вот Колесник в связях, его порочащих, ранее замечен не был. Единственное, что связывало обоих, — желание быстро обогатиться, при этом не утруждая себя работой.
Сразу после задержания и Метелев, и Колесник стали давать показания, не скрывая, зачем и как совершили убийство. А еще рассказали, где купили пистолет и как следили за жертвой.
Качество и педантичность в подготовке убийства оперативники оценили. Преступники, казалось, предусмотрели все: маскировку, пути отхода, алиби. Но… произошла ошибка. Исполнитель убийства Колесник, нервничая, перепутал объект и ликвидировал не того человека, на которого получил заказ.
Следователи установили предысторию роковой ошибки
Следствие быстро выяснило, что жертвой наемного убийцы-рецидивиста Метели должен был стать известный в Усть-Каменогорске бизнесмен Владимир Еловиков. Мужчина владел популярной в городе и приносящей хороший доход гостиницей, но при этом своими доходами не хвастался и жил с семьей вполне скромно в обычной усть-каменогорской многоэтажке. Именно в этот дом в то утро приехал Валерий Проскуряков.
Как оказалось, еще в 2007 году Баршин занял у Еловикова крупную сумму для вложения в бизнес. На тот момент репутация Баршина в городе как предпринимателя ни у кого сомнений не вызывала. Он был управляющим сразу нескольких компаний, которые лидировали на рынке подводно-технических работ.
Как лидер в своей отрасли, Дмитрий Баршин не мог упустить объявленный государством тендер на проведение подводных работ. Однако для этого ему было необходимо приобрести специализированное судно. Не имея на это средств — а нужный корабль стоил 4 миллиона долларов, — он и обратился за помощью к Еловикову.
Изучив все детали, Еловиков счел проект очень перспективным и согласился выступить гарантом затеи Баршина в банке. И вроде бы даже не ошибся. Но результаты изначально выигранного Баршиным тендера впоследствии аннулировали, найдя ряд нарушений.
Как только это произошло и Баршин оказался не в состоянии выполнять свои обязательства перед банком, финансисты церемониться не стали и списали сумму долга в 4 миллиона долларов со счета Еловикова, который выступил в сделке гарантом. Не желая терять репутацию порядочного бизнесмена, Баршин согласился на все условия своего партнера Еловикова и официально оформил с ним договор займа, пообещав вернуть деньги в кратчайшие сроки.
Единственный способ решения проблем
Как установит дальнейшее расследование, Баршин, может, и хотел вернуть деньги кредитору, но вот только взять их было неоткуда. Даже когда Еловиков подал на бывшего партнера в суд.
Арест счетов компаний Баршина мог полностью похоронить его бизнес и приобретенное судно, которое без дела стояло на Каспии. При этом корабль требовал постоянного ухода. Оплата работы персонала, который поддерживал его на плаву, аренды пирса, охраны — все это требовало серьезных вложений. Каждые сутки владения теперь уже бесполезным судном обходились Баршину в 300 тысяч тенге. В течение трех лет, с 2008-го по 2011 год, он нес убытки.
Исполнителей преступления — а сам пачкаться кровью Баршин не хотел — он нашел довольно быстро. Обратившись в одно из коллекторских бюро Карагандинской области, которым, кстати, командовал человек, ранее судимый, Баршин познакомился с неким Валерием Рыбаковым.
Личность Рыбакова в криминальных кругах была хорошо известна. Одноглазый Рыбак, как его величали собратья по криминальному промыслу, был фигурой известной и пользовался в воровском мире авторитетом благодаря своей беспринципности и жестокости.
С Рыбаковым Дмитрий Баршин быстро нашел общий язык, и выдумывать что-то, объясняя причину заказа, ему не пришлось. Однако, получив согласие Одноглазого Рыбака и обговорив сумму вознаграждения за убийство Еловикова, Дмитрий не мог знать, что всю самую грязную работу тот перепоручит Метеле.
"Эстафетная палочка": как готовилось убийство
Метелев с Рыбаковым водили давнее знакомство. Еще с тех пор, когда вместе отбывали очередной срок. Именно поэтому, выйдя из колонии, Метеля, очень нуждавшийся в деньгах, и обратился за помощью к бывшему сокамернику. И, как оказалось, очень вовремя.
Дав "заказ" на убийство Еловикова своему знакомому, Рыбаков никак не подозревал, что и тот не захочет пачкать руки кровью и найдет другого исполнителя убийства. Им стал Константин Колесник. Кредиты и долги не давали мужчине жить спокойно. Поэтому он и согласился выступить в роли киллера, надеясь одним махом решить все проблемы.
Однако Рыбаков, дорожа своим авторитетом, полностью устраняться от контроля над исполнением заказа не стал.
Привезя Метелева и Колесника в Усть-Каменогорск, он постоянно их контролировал: снял временное жилье, обеспечил транспортом и деньгами, показал фото бизнесмена и дал адреса работы и места жительства.
К дому Еловикова Константин Колесник приехал рано утром. Чтобы не привлекать внимания, он встал поодаль от подъезда и стал ждать. По его же рассказам на следствии, он очень нервничал, ведь ранее ничего подобного ему совершать не приходилось.
В то утро Валерий Проскуряков приехал к знакомым с одной целью — забрать путевки в один из санаториев Алматы, куда он собирался поехать с семьей. На выходе из подъезда киллер Колесник просто перепутал его с Еловиковым: издалека внешностью и телосложением убитый партфункционер был очень похож на человека, которого Колесник должен был "убрать".
Почему заказчик до сих пор на свободе
Активное сотрудничество обвиняемых в убийстве Валерия Проскурякова позволило завершить расследование в короткие сроки, и дело было передано в суд. В марте 2012 года Метелев и Колесник были осуждены к 15 и 20 годам лишения свободы соответственно.
Рыбакова разыскивали долго и в конце концов нашли. Его задержали в России, где несколько лет он проживал по поддельному паспорту. В соседнем государстве он обвинялся в организации покушения на известного предпринимателя.
Во многом благодаря этому Дмитрий Баршин, который, по версии следствия, и является основным заказчиком убийства предпринимателя Еловикова, до сих пор не понес наказания. В России, гражданство которой он получил, его задерживали в 2013 году в Ставропольском крае. Но через время отпустили. По некоторой информации, сейчас он проживает в Подмосковье с супругой и дочерью.