Они собрались. Говорят о важном, государственном, проблемном, школьном. Здесь все одеваются как положено. Они считают, что это самое важное — одеться как положено. Но вот один из них пришел одетый вольно и даже как-будто по-домашнему. На него обрушились, негодуя. Выгнали вон. Так и не решили ничего важного. Зато пошумели так, что все услышали.
Как мы думаем, так и поступаем. Сознание первично по отношению к поступку… А еще я в нее ем. Короче, речь о наших головах и об их содержимом.
Покупаю сегодня дышащую теплом тандыра, живую, томно вздыхающую лепешку. Ее продает мне молодой человек с глазами, как нежный чернослив. Такие лица пишут на старинных персидских миниатюрах. Руки красоты невероятной — светлая кожа, гибкие пальцы. Им бы в сияющий белизной и золотом зал, прикасаться к клавишам, одергивать шелковые фалды концертного костюма…
— Можно вопрос?— спрашиваю его, пока, обжигая пальцы, бережно укладываю лепешку в сумку. — Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца?
— Конечно, Солнце вокруг Земли, — не смущаясь, так же деловито, как дал мне сдачу, ответил принц тандыра и хозяин душистых лепешек.
Упс…
Дело в том, что он не одинок в этой убежденности. Дней пять подряд я спрашиваю у разных людей, задаю простые вопросы про Землю и Солнце и другое, из школьного курса естествознания. Многие отвечают, что да: Солнце вокруг Земли.
Представьте себе, на эти злободневные вопросы люди чаще дают положительные ответы. При этом чаще всего эти же люди утверждают, что Солнце ходит вокруг Земли.
Средневековье наступает. И это тем более страшно, что такие темные ответы дают не старики, а мужчины и женщины в полном расцвете сил, как говорил Карлсон. Люди, которым сегодня 30, 40, 45 лет. И у которых — внимание! — есть свои дети.
Связано это, конечно, с катастрофическими проблемами образования.
В самой обычной хорошей школе номер 35, когда я там училась, были микроскопы, осциллографы, полный набор химической посуды и реактивов, проекционный аппарат для показа научно-популярных фильмов и огромный набор бобин с кинопленками по учебным темам физики-химии-биологии. Один год после школы я работала лаборантом, так что все это прошло через мои любопытные руки, и пострадала всего одна кинопленка — с сюжетом об ароматических углеводородах. Именно тогда я была у аппарата. На экране растекалось адское коричнево-черное пятно, и класс заполнял дьявольский запах плавящегося целлулоида. Зато формулу С6Н6 и бензольное кольцо с его шестиугольником я запомнила на всю жизнь.
Но дело не в спирте, не в углеводородах, а в темноте сознания, в замороченности его слухами и мифами о вреде ГМО, прививок, об опасности объятий с носителем СПИДа и о вине людей, которые имеют иную сексуальную ориентацию.
Российский журналист Ася Казанцева написала про эти мифы книжку "В интернете кто-то неправ". Ее стоит прочитать, потому что через нее вы получите весомые аргументы, что:
— ГМО — это не страшно, у вас не вырастут жабры или крылья от генно-модифицированных продуктов;
— гомеопатия и акупунктура не лечат, но если они не приносят вреда, а если вы очень во все это верите, то лечитесь себе на здоровье, но помните: это как плацебо, то есть род самогипноза, а значит, и помочь может;
— прививки не вызывают аутизм, напротив, когда люди начинают массово отказываться от них, возникают эпидемии, вроде эпидемии кори в конце ХХ века в просвещенной Европе;
— вы не заразитесь СПИДом, если обнимете зараженного им человека или поцелуете его, даже очень крепко; СПИД можно вылечить с помощью генной медицины, над этим сейчас работают ученые; один китайский ученый провел эксперимент, и родились девочки, у которых вырезан ген, способный "зацепить" ген СПИДа. Это новость последних дней…
— быть веганом или вегетарианцем — это круто. Но зачем? Можно быть флекситарианцем — flexitarian, есть мясо очень нечасто, когда сильно захочется, ну или птицу, или рыбу;
— пропаганда не сделает вашего сына или дочь гомосексуалистом/лесбиянкой, этот признак на 40 процентов врожденный, у такой врожденности много тонких причин.
В нас меньше агрессии, больше стремления понять суть вещей и событий.
Мы не будем придираться к человеку, который надел вместо фрака свитер, просто будем решать серьезную проблему: как сделать наших детей и взрослых просвещенными и человечными.