"Вы не представляете, как мама хотела быть здесь сегодня. Я и одежду привез, все подготовил, а врачи не разрешили: ей нельзя переживать, нервничать", — признается заместитель председателя Кыргызского общества блокадников Ленинграда Марат Кутанов.
Мужчина держит букет цветов, который он передаст своей матери Анне Алексеевне Кутановой. Именно по ее инициативе открылся этот музей. Председатель КОБЛ была свидетелем страшных событий военной поры, поэтому считает своим долгом сохранить память о мужестве и стойкости блокадников.
В Бишкекском финансово-экономическом техникуме царит торжественная атмосфера, почетные гости готовятся перерезать красную ленту. Кстати, музей расположился в БФЭТ не случайно: Анна Кутанова проработала здесь 38 лет.
Экспозиция начинается еще в коридоре: на стенах — картины члена Союза художников Киргизской ССР, блокадника Ивана Михайловича Соловьева. Все свое творчество он посвятил блокадной теме и продолжал работать, даже когда практически ослеп.
Мы входим в просторное, светлое помещение. Музей выглядит современно: в первую очередь он ориентирован на молодежь. Проекторы, планшеты и аудиоколонки — здесь есть все, чтобы полностью погрузиться в историю нелегкого времени. В дальнем углу редкие экспонаты: гимнастерки, кружки, черенки, ковши и ложки. Они были найдены поисковым отрядом "Альбатрос" на Невском пятачке — так условно назывался плацдарм, удерживаемый советскими воинами в ходе битвы за Ленинград.
Гости рассаживаются, самые почетные места занимают блокадники. Недалеко от них — три девушки, студентки факультета архитектуры, дизайна и строительства КРСУ. Они помогали создавать музей. Как позже признались начинающие специалисты, иногда им приходилось здесь ночевать, чтобы успеть все в срок.
Ведущая мероприятия, секретарь КОБЛ Светлана Аристова начинает рассказ — мы проследим весь путь блокадницы Анны Кутановой, имя которой носит музей...
В 1941 году девочка по имени Анна Иванова жила на Васильевском острове, как и школьница Таня Савичева, чей блокадный дневник стал свидетельством ужасов войны.
В тот день ничто не предвещало беды. Семья Ивановых (Аня, ее мама, папа и старшая сестра) тоже не подозревала, что ее вот-вот оглушит гул самолетов, летящих в сторону города. Страшные сводки по радио будут потом, как и урезанные пайки и бесконечные бомбежки...
Анна сразу получила задание от домкома: собрать тимуровскую команду, которая поможет взрослым в борьбе против фашизма. Она, как и другие подростки, дежурила на крышах и тушила зажигательные бомбы. Ребята работали в госпиталях, кормили раненых, обходили ослабевших от голода. На их плечи легло много взрослых забот.
Если у некоторых семей оставались продукты, то у Ивановых запасов не имелось. Приходилось есть землю, жирную и черную. Света и воды не было, не работала канализация, а трупов вокруг было так много, что дружинники не успевали их убирать. Авианалеты могли продолжаться 10-13 часов.
Анна стала связисткой: принимала по телефону сообщения из других районов и передавала их в штаб, несмотря на обстрелы и бомбежки. В 12-15 лет дети становились станочниками и сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта, рыли окопы... У тысячи юных горожан были медали "За оборону Ленинграда". Анна Иванова получила такую награду в 13 лет.
В 1942 году началась эвакуация. Первыми из города вывозили детей, многих приняли в советской Киргизии. Кто не знает Токтогон Алтыбасарову? Эта добрая девушка из села Курменты заменила мать 150 маленьким ленинградцам. Кыргызские женщины носили ребятишек с опухшими суставами на руках — те уже не могли ходить. Их забота совершила чудо: 1 сентября все дети пошли в школу.
Семья Ивановых тоже могла эвакуироваться, но мама решила, что они должны разделить судьбу города. 18 января 1943 года, в день рождения Ани, по радио объявили о прорыве блокады. Люди выбегали на улицы и не могли сдержать слез счастья…
В 1953 году Анна окончила Ленинградский финансово-экономический институт, вышла замуж за парня из Киргизии и приехала во Фрунзе уже не Ивановой, а Кутановой. Проработав год в Министерстве финансов, она стала преподавать банковское дело, посвятив этому почти 40 лет.
На этом Анна Алексеевна не остановилась, решив построить в Бишкеке мемориал блокадникам, чтобы у эвакуированных детей была возможность навестить "могилу" родителей. Она больше четырех лет шла к цели с сыном Маратом Кутановым. Родственники, живущие в Ленинградской области, наполнили капсулу землей с Пискаревского мемориального кладбища, потом ее закопали у основания памятника. "Так в Бишкеке появилась частичка наших родителей," — сказала тогда Анна Алексеевна.
...На лицах блокадников застыла боль воспоминаний. Посол России в КР Николай Удовиченко объявляет минуту молчания.
Ранее он отмечал, что жители Киргизии не остались в стороне от трагедии блокадного города.
"В боях под Ленинградом погибли около пяти тысяч кыргызстанцев. Десятки тысяч эвакуированных были приняты, обогреты, накормлены. Сейчас наше общее дело — не допустить повторения ужасов войны", — сказал посол.
Мероприятие завершается, гости покидают музей. Последним выходит Марат Кутанов. Ему предстоит рассказать матери о том, как исполнилась ее мечта.
Обязательно прочитайте историю Токоя Садырова — ветерану Великой Отечественной войны недавно исполнилось 100 лет.