Несли пострадавшего милиционера, я продолжал снимать — фотограф из РФ

© Sputnik / Тимур БатыршинМастер-класс "Фотоистория — способ выхода из фотографического кризиса"
Мастер-класс Фотоистория — способ выхода из фотографического кризиса - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Владимир Песня поделился профессиональными секретами с бишкекскими коллегами. Он откровенно рассказал, что стоит за работой фотографа.

Владимир Песня — лауреат многих международных и российских фотоконкурсов: World Press Photo, Sportfolio Festival, NPPA Best of Photojournalism, Nikon Photocontest… В СМИ он работает с 1996 года. А с 2011-го Владимир Песня — специальный фотокорреспондент РИА "Новости".

— Вы начинали работать в СМИ спортивным журналистом. Как получилось, что перешли в стан фотокорреспондентов?

Бойцы ополчения Донбасса в городе Снежное, где происходят боестолкновения с украинской армией. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Работать на войне и забраться в тайгу ради репортажа — мастер-класс от Костамо
— В детстве отец подарил мне свой старенький фотоаппарат "Смена-2М". Папа был любителем, но именно он научил меня снимать и проявлять снимки. Потом я приобрел "Зенит".

Как-то в Москве проходили водно-моторные соревнования Формулы-1 для катеров. Все фотографы были заняты, и начальник предложил мне туда съездить. Коллеги протянули мне какую-то дежурную "мыльницу" со словами: "На вот, просто щелкнешь".

Однако я отказался "просто щелкать". Взял свой фотоаппарат, два объектива и пошел на задание. Неожиданно, но на страницах нашей газеты опубликовали аж пять фотографий с того соревнования. Моему счастью не было предела! Так я стал работать фотокорреспондентом. 

© Sputnik / Табылды КадырбековМастер-класс "Фотоистория — способ выхода из фотографического кризиса"
Несли пострадавшего милиционера, я продолжал снимать — фотограф из РФ - Sputnik Кыргызстан
Мастер-класс "Фотоистория — способ выхода из фотографического кризиса"

— В одном из интервью вы сказали, что по снимкам фотографа можно понять, что он читает и какую музыку слушает. По каким признакам это можно вычислить?

— Технически фотографировать можно научить кого угодно. Однако, чтобы стать хорошим фотографом, необходимо быть развитым и думающим человеком.

Приведу пример. Как-то я освещал соревнования конькобежцев. Спортсмен упал на лед и стал подниматься: поза конькобежца абсолютно точно повторила статую "Дискобол". Если бы я не изучал античную историю и не знал, как выглядит древнегреческое изваяние, этого снимка не было бы. Получилось больше, чем просто спортивная фотография, — это была отсылка к культурному коду, античности и истории спорта Древней Греции.

Обозреватель РИА Новости Вера Костамо во время мастер-класса в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Как стать профи в журналистике, работая и в офисе, и на войне, — SputnikPro
Также на мастер-классе я показывал серию снимков гениального фотографа Сергея Пономарева. В 2015 году во время мощного наплыва мигрантов с Ближнего Востока на Европу сотни людей снимали их. Это было одинаково и скучно…

Пономарев сделал из этого библейскую историю: у него есть отсылки к Нагорной проповеди и Ноеву ковчегу. Сразу видно, о чем человек думал, что он читал. Та серия фотографий оказалась лучшей и собрала множество призов на различных международных конкурсах и фестивалях.

— На мастер-классе вы говорили о фотографическом кризисе. Что вы подразумеваете под этим выражением?

— С каждым годом люди потребляют в тысячи раз больше информации, в том числе визуальной. Появляются миллиарды изображений, поэтому они очень быстро обесцениваются. Это кризис перепроизводства.

В эпоху, когда фотографировать так же естественно, как дышать, красивые снимки моментально забываются. На один такой кадр найдется десяток лучше. Поэтому необходимо подняться над потоком просто симпатичных фотографий. А вот фотоистории люди помнят. 

© Sputnik / Табылды КадырбековМастер-класс "Фотоистория — способ выхода из фотографического кризиса"
Несли пострадавшего милиционера, я продолжал снимать — фотограф из РФ - Sputnik Кыргызстан
Мастер-класс "Фотоистория — способ выхода из фотографического кризиса"

— Как красиво снять спорт?

— Вообще, к примеру, серьезный футбольный матч никогда не снимает один фотограф. Как минимум пятеро: по углам и сверху. Однако обычно еще устанавливают камеры за воротами, занимают боковые места и управляют камерами-роботами.

На всех позициях можно сделать хорошие снимки: на боковых очень хорошо снимать голы. Если сидишь в углу, удобно снимать борьбу в штрафной площади, когда подается угловой и игроки сталкиваются лбами. Если это боковой угол возле скамейки — эмоции тренера.

— А есть четкая грань между фотокорреспондентом и фотохудожником?

— Конечно. Вроде бы и то, и другое — фотография, которая снимается одной и той же техникой. Однако внутренне это абсолютно разные вещи. Если фотохудожник сооружает свою реальность, то фотожурналист ее отражает. Если журналист будет режиссировать кадр, получится ложь. А фотоискусство не обязательно должно быть правдой. 

© Sputnik / Табылды КадырбековМастер-класс "Фотоистория — способ выхода из фотографического кризиса"
Несли пострадавшего милиционера, я продолжал снимать — фотограф из РФ - Sputnik Кыргызстан
Мастер-класс "Фотоистория — способ выхода из фотографического кризиса"

— Фотокорреспонденты находятся в самой гуще событий, часто это может угрожать их жизни. У вас были подобные истории?

— Как-то во время выигрыша одной из футбольных команд фанаты от счастья выломали ворота и "растоптали" милицейское оцепление. Было немного не по себе, но в тот момент я увидел, как мои коллеги выносили молоденького милиционера, пострадавшего от ног фанатов. Я понял, что в этот момент нужно снимать. Переживания отошли на второй план, и я просто начал выполнять свою работу.

Мастер-класс для студентов факультета журналистики четырех вузов КР - Sputnik Кыргызстан
Пресс-центр
Как придумать удачный заголовок, рассказал шеф-редактор Sputnik Кыргызстан
А недавно, когда футбольный клуб "Спартак" после большого перерыва стал чемпионом страны, на поле случилась давка: 5 тысяч человек выбежали к футболистам. В тот момент я понял, что нужно уходить. Однако сделать это было не так-то просто: на мне была целая куча объективов. Рядом стояли молодые фанаты, которых я попросил помочь. Они с криками: "Дорогу фотографу!" пробили мне путь.

Обязательно посмотрите видео, в котором кыргызстанцы делились отзывами о мастер-классе Владимира Песни.

Лента новостей
0