Еще в феврале Пентагон планировал вдвое сократить 14-тысячный воинский контингент в ИРА "в ближайшие месяцы" и полностью вывести войска за пять лет. Дональд Трамп на пути в Белый дом (в 2013 году) заявлял о необходимости полного вывода американских войск из Афганистана: "Мы впустую тратим там миллиарды долларов… Нам надо восстановить американскую экономику, а не заниматься глупостями по всему миру". В статусе президента Трамп уже допускал возможность сохранения в Афганистане небольшого воинского контингента США, а в недавнем интервью телеканалу Fox News отметил, что "хотел бы вывести американский контингент из Афганистана. Но это проблемная страна с большим количеством подходящих природных укрытий для боевиков, и поэтому американское присутствие там необходимо для наблюдения за ситуацией, чтобы не допустить возрождения джихадистского объединения".
Приходится маневрировать, ведь противники Трампа в Вашингтоне могут трактовать вывод войск как отступление и воспрепятствовать второму сроку президентства. В результате законодательная инициатива относительно вывода войск в начале года была дружно заблокирована и демократами, и республиканцами.
Талибы гарантируют
Объективно американцев в Афганистане ничто не держит. Несмотря на усилия США и их союзников, обстановка в стране ухудшается. За 18 лет военной интервенции здесь погибли 2 300 военнослужащих США, но сегодня большая часть территории и населения находится под контролем трех десятков террористических группировок. Заметных успехов не достигли и 150 тысяч военнослужащих США на пике кампании в 2013-м. Оставшиеся в ИРА 14 тысяч американских солдат погоды не делают.
Вашингтон решительно осудил очередную атаку талибов в Кабуле, совершенную 1 июля неподалеку от логистического центра Министерства обороны Афганистана (пострадали более 90 человек), но предотвратить подобные акции не по силам ни Пентагону, ни военно-полицейским структурам ИРА.
Президент США Дональд Трамп в начале нынешнего года заявлял о готовности вывести войска из Афганистана при достижении договоренностей по урегулированию с талибами. Представители движения подтвердили участие в межафганской встрече в Дохе 7-8 июля, однако главное требование "Талибана" * — вывод войск США. Очевидно, межафганские переговоры при американском посредничестве зашли в тупик. Круг замыкается, вооруженное противостояние продолжается, это своего рода гарантия пребывания войск США в Афганистане на многие годы.
Манна небесная
Ближневосточная и центральноазиатская нестабильность на руку США и НАТО, которые практикуют "революционные" перевороты в странах с нелояльными Западу "режимами", то есть в зоне ОДКБ. Многолетний управляемый хаос — перманентные боестолкновения, бесконечная цепь террористических актов и обесценивание жизни местных жителей — основа регионального влияния США. Такие страны, как Афганистан (или Ирак), для американских политиков и генералов просто манна небесная — это вечное финансирование и "распил" бюджетных средств (американцы потратили на "спецэффекты" в горах и пустынях более 700 миллиардов долларов, часть этих средств наверняка прилипла к нужным рукам).
США и их союзники проводят военные операции в Афганистане против талибов и других террористических группировок с 2001 года. Эта военная кампания стала самой продолжительной в истории вооруженных сил США, но предсказать время ее завершения не возьмется никто. Параллельно на "реконструкцию" афганского правительства американцы потратили свыше 100 миллиардов долларов, и все-таки в стране не удалось создать устойчивую систему государственной власти и экономику.
На этом фоне Россия не раз подтверждала готовность участвовать в распутывании афганского узла совместно с ООН и всеми заинтересованными сторонами. Для этого Москва располагает широким спектром опций — от традиционного дипломатического веса и влияния в Центральной Азии до военной и военно-технической поддержки законного правительства ИРА. Афганская проблематика остается приоритетом Министерства обороны РФ, которое умеет решать самые сложные антитеррористические задачи.
* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран