27 июня 1997 года в Москве представители официальной власти Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозиции подписали "Общее соглашение об установлении мира и национального согласия". Это означало прекращение гражданской войны, которая началась в 1992-м.
Жертвами братоубийственного конфликта, по официальным данным, стали более 100 тысяч человек, миллионам жителей республики пришлось спасаться бегством.
27 июня в РТ отмечается государственный праздник — День национального единства (или День национального примирения). К сожалению, не все знают, как способствовали прекращению войны в соседней республике первый президент Кыргызстана, отечественные дипломаты и офицеры военной разведки.
Участник этого процесса, председатель общественного объединения "Дипломаты Кыргызстана" Эрик Асаналиев рассказал Sputnik о почти забытой странице истории.
— Каковы были предпосылки для начала гражданской войны в Таджикистане?
— Причиной стала борьба за власть между двумя политическими группами, однако ей предшествовали политические и социально-экономические перемены в стране, инициированные еще руководителем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Перестройка привела к изменениям в политике всех союзных республик. В прибалтийских и закавказских стали формироваться так называемые "народные фронты", одновременно возрождались националистические и религиозные идеи.
Кроме того, развитию кровавого конфликта в Таджикистане способствовала неутихающая война в соседнем Афганистане. Этот конфликт был на руку и криминальному миру: благодаря ему появилась возможность наладить устойчивый наркотрафик из Афганистана в Россию и Европу, а также нелегальную продажу оружия.
— Кто в Кыргызстане сделал первые шаги для урегулирования ситуации?
— С первых дней войны бил тревогу бывший председатель КГБ Киргизской ССР генерал Жумабек Асанкулов. Он оперативно оценил обстановку в Таджикистане и сразу доложил президенту Аскару Акаеву, что там идет полноценная война, которая может перекинуться в нашу страну. Генералу удалось убедить Акаева и его команду — ему дали карт-бланш.
Опираясь на соратников из военной разведки, Асанкулов в сотрудничестве с Россией и соседними странами начал процесс урегулирования конфликта в Таджикистане. Как и предсказывал генерал, через некоторое время стали прибывать беженцы, в том числе этнические кыргызы. Кыргызстан тогда впервые начал активно сотрудничать с УВКБ ООН.
— Кстати, почему ООН отказалась отправлять миротворческие силы в Таджикистан?
— Отказ был мотивирован тем, что организация не может финансировать содержание миротворцев в этой стране. Естественно, тут сказалось влияние США. Американцы считали, что война в РТ ослабит Россию и ее союзников. Они тогда были заняты установлением своего влияния в Афганистане. Будучи в ООН по другим делам, я встречался с американскими коллегами. На вопрос: "Почему вы не вмешиваетесь в гражданскую войну в Таджикистане?" — они ответили: "Мы заняты Афганистаном, а Таджикистан — сфера влияния России".
Интересно, что первыми свои посольства в Душанбе открыли Россия, Германия, Турция и США. Следом за ними — Кыргызстан. Мы стали налаживать тесные контакты и с официальным Душанбе, и с Объединенной таджикской оппозицией, внимательно изучали их действия и цели.
В целях примирения противоборствующих сторон ООН организовала переговоры в Москве, Ашхабаде, Исламабаде и Алматы. Одна встреча состоялась даже в воюющем Афганистане, в городе Хосте. К сожалению, я не мог принять участие в афганском раунде переговоров, но в течение четырех лет участвовал во всех других. Систематически докладывал руководству Кыргызстана о ситуации в Таджикистане и о ходе переговоров, эта информация использовалась для выработки единой стратегии урегулирования.
К тому времени у Бишкека уже был положительный опыт посредничества: в 1994 году удалось добиться прекращения огня между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.
— Какие трудности возникали во время межтаджикских переговоров?
— Во время переговоров в Москве правительственная делегация Таджикистана пыталась давить на вторую сторону. А в ходе переговоров, которые проводились в Иране, Пакистане и Афганистане, оппозиция, опираясь на помощь этих государств, тоже предпринимала попытки диктовать противнику свои условия. В то же время власти Ирана, пользуясь историческими связями с РТ, пытались доминировать на межтаджикских переговорах.
Во время одного из раундов, который проходил в апреле 1994 года в Москве, ко мне обратился руководитель делегации официального Душанбе. Он попросил, чтобы я передал Аскару Акаеву просьбу таджикского правительства: оно хотело, чтобы именно Кыргызстан послужил мостом для противоборствующих сторон. После этого уже на других переговорах и таджикская оппозиция попросила Бишкек взять на себя посреднические функции. Это произошло потому, что обе стороны убедились: Кыргызстан не вмешивается во внутренние дела Таджикистана и придерживается нейтралитета. Именно в Бишкеке 16-18 мая 1997 года официальные власти РТ и Объединенная таджикская оппозиция подписали протокол о политических вопросах.
В этой истории есть один немаловажный момент: во время межтаджикских переговоров в Бишкеке, когда Акаеву удалось уговорить стороны подписать протокол, умерла его мать. Несмотря на трагическое обстоятельство, он три дня участвовал во всех раундах переговоров и добился судьбоносного решения.
Именно на основе Бишкекского протокола 27 июня в Кремле таджикское правительство и оппозиция подписали соглашение об установлении мира и национального согласия в РТ. Таким образом, лидеры стран СНГ продемонстрировали политическую волю и, используя все возможные ресурсы, смогли остановить гражданскую войну в Таджикистане.