Он стал одним из первых кыргызстанцев, завоевавших титул чемпиона мира. В 1992 году в Лос-Анджелесе в поединке с американским спортсменом Воинов доказал, что он лучший! После талантливый боец воспитал десяток чемпионов, которые выходят на ринг по сей день.
— Расскажите о знакомстве с Чаком Норрисом.
— Это было удивительное событие. Поединок между еще вчера советским и американским кикбоксерами увидишь не каждый день. На бой пришло так много звезд, что я даже растерялся. Этих людей я видел только на экранах телевизоров, а тут они пришли посмотреть на меня.
Поздравить меня с победой подошел сам Чак Норрис! Мы обнялись, а через несколько секунд я пришел в ужас, так как запачкал его шикарную белую рубашку. Было так стыдно! Извинился, сказал, что могу постирать. Чак лишь улыбнулся и ответил, что все хорошо. Через пару часов за ужином мы встретились вновь, правда, он был одет уже в черную рубашку.
Хочется рассказать еще более удивительную историю, но уже про моего ученика. В 1997 году Малик Борбашев дрался за титул чемпиона мира в Лос-Анджелесе. После победы он шел такой счастливый, и в коридоре его встретила девушка. Честно говоря, когда я увидел, кто идет поздравлять моего бойца, немного опешил. Она обняла и поцеловала его, сказала что-то на английском. Малик не узнал ее, а я стоял и понимал, насколько хорошо все складывается в его жизни.
Позже он рассказывал мне, как его измотал ремонт. Пожаловался, что титулы и поездки по миру — мутное воспоминание из прошлого. Только представьте, парень, которого поцеловала Мадонна, заявляет мне это! Я напомнил ему ту историю, он честно признался, что не узнал Мадонну. А спросить было неудобно.
— Вы воспитали больше 10 чемпионов мира. История какого ученика тронула вас больше всего?
— Я трепетно отношусь к созданию боевой атмосферы в команде. Это важно, чтобы ребята были настроены на победу. Раньше на соревнования мы брали с собой флаг Кыргызстана, чтобы отдать организаторам. Они вывешивали его, когда на ринге появлялся наш боец. Участники же брали с собой флаги, лишь когда были уверены в победе на 100 процентов.
Мы летели в Будапешт, в аэропорту у пассажира из Таджикистана в спортивной сумке нашли наркотики. Нас тоже попросили показать весь багаж. Ребята выпотрошили сумки, и знаете, что я увидел? У каждого с собой был флаг Кыргызстана.
— Есть несколько противоречивых версий о ваших отношениях с криминальными авторитетами… Какая из них верная?
— Профессиональных спортсменов часто забирают в криминальный мир. Мне такие предложения поступали не раз, однако я всегда говорил "нет". Обиднее всего, когда моим бойцам предлагали дорогие машины за то, чтобы они вошли в банду. Кого-то удавалось спасти от лихой жизни, кого-то нет. Мне приходилось долго и часто разговаривать с криминальными авторитетами, чтобы они оставили в покое моих парней. На меня было даже несколько покушений.
— Как это было первый раз?
— Меня пытались застрелить, подкараулили около дома, выстрелили и убежали. Я до сих пор не знаю, чьих это рук дело. Не понимал, кому перешел дорогу.
Скорее всего, это было не ради денег. В 1990-х моя смерть упростила бы многим жизнь. У нашей команды была очень высокая популярность, и иметь таких людей в банде хотели многие.
— Вы успешный бизнесмен, когда вы заработали первый миллион?
За два дня на стадионе нам удалось собрать 60 тысяч человек. Это был колоссальный успех! Со времени обретения независимости в Кыргызстане никому еще не удавалось собирать на одной спортивной площадке так много болельщиков.
Дела у моей компании шли настолько хорошо, что мы могли позволить себе прилететь на арендованном самолете на Украину на Чемпионат мира по футболу и прекрасно провести там неделю. Та поездка очень многим запомнилась потому, что была достаточно эпичной. На том чемпионате мира говорили только о президенте Якутии и его щедром подарке победителям — об алмазных запонках — и о кыргызстанцах, прилетевших на собственном самолете.
— Расскажите о самом сложном периоде в вашей жизни.
— Было особенно тяжело после автокатастрофы, в которой погибла моя жена Анара. Пожалуй, это было самое тяжелое испытание для меня. И дело не только в том, что не стало человека, который был мне очень близок. Мы были партнерами, отлично вели вместе бизнес. Ей безумно нравилось развивать нашу компанию, она горела идеями и была готова делиться этим светом.
На ней было очень много дел. Анара занималась организаций мероприятий и турниров. Благодаря ей я мог проводить больше времени на сборах с учениками, а она делала так, чтобы все в нашем мире работало. Трагедия произошла за пару месяцев до Чемпионата мира по боксу, который должен был пройти в Бишкеке. Я возвращался после очередных соревнований из Москвы, Анара решила встретить меня. Она выехала из Иссык-Кульской области в Бишкек. Машина попала в ДТП. Анара погибла, дети долгое время были в коме. К счастью, через месяц они пришли в себя.
На носу было крупнейшее мероприятие, которое организовала Анара. Ее не стало. У меня ничего не вызывало интереса. Думал вообще отменить все. Но потом решил, что нужно довести начатое до конца.
— Как вы с ней познакомились?
Ее родители были против нашего брака. Чтобы Анара стала моей женой, мне пришлось украсть ее. Она, конечно, все знала и была не против. Нам пришлось пойти на этот шаг, иначе бы не вышло.
С того момента, как эта женщина пришла в мою жизнь, она сделала ее светлее. Дома была тяжелая обстановка. Мама помогала брату с инвалидностью, отец пропадал на работе, я зарабатывал копейки на тренерской должности. Каким-то магическим образом она внесла в мой дом гармонию.
Потом мы открыли свое дело. Начали путешествовать, родились дети. Да я только мечтать мог о такой жизни. Жена купила себе машину, мы часто устраивали с ней гонки, она была прекрасной мамой. Дом хороший построили, дела в гору шли. Но внутри постоянно сидел страх, что вот-вот какая-нибудь случайность нарушит счастье. Знаете, она очень сильно хотела жить. Сами подумайте, зачем ей было с полной машиной детей ехать в Бишкек встречать меня, когда я сам на машине? А ей хотелось...
— В завершение беседы хотелось бы узнать, какой вы отец.
— Требовательный, строгий. Да, я остался один, но детям нужна была доброта. И тогда я сделал одно дело, которое мне помогло в их воспитании. К нам в дом я привел ребят из детдома.
Мне хотелось не только помочь тем, кто забыт родителями, но и объяснить моим, что есть те, кому в тысячу раз хуже, и, как бы ни было сложно жить без мамы, у них всегда есть я. Это сработало.