В июле прошлого года в Кыргызстане снизили размеры ставок таможенных пошлин на автомобили — они упали до уровня 2014 года. Электромобили и вовсе разрешили ввозить бесплатно. Так правительство планировало мотивировать граждан на выбор машин, которые отвечают и экологическим, и энергосберегающим стандартам. Кроме того, предполагалось, что решение позволит обновить автопарк, сократив количество изношенных машин.
Редакция Sputnik Кыргызстан решила выяснить, что ожидает автомобильный рынок в следующем году: как могут вырасти ставки таможенных пошлин, к чему приведет их повышение и возможно ли продление текущих правил растаможки в 2020-м. За ответами на эти вопросы мы обратились в Министерство экономики КР.
Как должны измениться правила растаможки
В ведомстве напомнили, что с 2020 года начнут действовать новые правила растаможивания авто.
"За один кубический сантиметр рабочего объема двигателя нужно будет заплатить не менее 1,5-20 евро. Сумма зависит от года выпуска и стоимости автомобиля", — говорится в сообщении Минэкономики.
В официальном ответе заявлено, что при введении новых ставок для юридических лиц стоимость транспортных средств вырастет примерно на 10 процентов — и это без учета прочих расходов.
Будут ли продлевать текущие ставки
Министерство экономики подчеркивает, что республика не готова к повышению ставок, установленных в отношении легковых авто, которые граждане ввозят для личного использования. Учитывая низкий и средний уровень доходов населения, ведомство предлагает продлить льготный период на пять лет. Специалисты разработали проект о внесении изменений в соответствующий документ и направили его в аппарат правительства.
"Сейчас этот вопрос готовят к рассмотрению на Межправительственном совете ЕАЭС. Чтобы внести поправки, необходимо согласие всех государств — членов организации", — отмечается в сообщении.
Страны союза могут пойти навстречу правительству Кыргызстана, считает политолог Денис Бердаков. Он уверен, что спокойная политическая обстановка в республике остается приоритетом для других участников ЕАЭС.
"Конечно, продление льготного периода невыгодно автопрому России и Казахстана: хотя наш рынок невелик, на него все же рассчитывали. Однако главное, чего ожидают от Кыргызстана страны-союзницы, — это политическая стабильность. Если мы обосновано заявим, что для ее сохранения нужно отсрочить повышение ставок, наше предложение могут поддержать", — отметил Бердаков.
К чему привела дешевая растаможка
Как сообщает Минэкономики, после снижения ввозных таможенных пошлин в 2018 году увеличился импорт авто из третьих стран. Приводится наглядный пример.
"В прошлом году в КР ввезли 7 177 автомобилей, львиная доля из них пришлась на второе полугодие, когда в силу вступило постановление правительства о снижении пошлин на импорт машин. За первую половину 2018 года в страну ввезли лишь 200 авто", — говорится в сообщении.
Напомним, что сейчас на изношенные автомобили действует ограничительная ставка в 6 долларов за кубический сантиметр двигателя. При этом транспортные средства на электротяге ввозятся бесплатно, а машины с гибридными двигателями импортируются по стимулирующим ставкам 0,5-0,6 доллара за кубический сантиметр двигателя.
Кстати, год назад Sputnik Кыргызстан подготовил удобный калькулятор для расчета таможенной пошлины при ввозе автомобиля в страну.