О наиболее перспективных проектах в рамках Содружества Независимых Государств агентству Sputnik рассказал замначальника отдела стратегии экономразвития Департамента экономического сотрудничества Исполкома СНГ Андрей Кушниренко.
Больше, чем цифра: страны СНГ переходят на новый формат
"Сейчас весь мир переходит на цифровизацию общества и экономики. И нам нельзя отставать в этом процессе, следует выбрать правильную стратегию совместных действий. Обычно все хорошие мысли пробивают путь снизу доверху довольно долго. Но 31 мая было заседание Совета глав правительств СНГ в Ашхабаде, и там, не сговариваясь, многие премьеры посвятили свои выступления, обмен мнениями именно вопросам цифровизации", — рассказал агентству Sputnik Андрей Кушниренко.
На эту тему 31 мая подробно высказались главы правительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России. Как подчеркнул Кушниренко, Дмитрий Медведев — известный сторонник "цифры". Причем, по словам чиновника, они не просто говорили о том, что надо цифровизоваться и делать это быстро и сообща, речь шла о конкретных вещах.
В результате, по его словам, эти основные направления были конкретизированы и представлены в документе под названием "Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в области цифрового развития общества и План первоочередных мероприятий по ее реализации". Документ обсудили на заседании Комиссии по экономвопросам при Экономическом совете СНГ. Дальше его рассмотрят на Экономическом совете, а в октябре — уже главы правительств.
"Будут выработаны "дорожная карта" совместных действий и план ее реализации. Конечно, сам предмет — цифровизация общества и экономики — огромен. И там еще очень много непонятного, не говоря уже о том, что сам термин "цифровизация" хорошо бы определить", — заметил Кушниренко.
По просьбе Sputnik он попытался раскрыть суть загадочного перехода на "цифру".
"Если говорить о цифровизации экономики, то это такая экономика, в которой средством производства наряду с трудом, капиталом и материальными ресурсами выступает информация в цифровой форме. То есть там, где используется цифровая информация как фактор производства, это и есть цифровизация. Она не заменяет ничего из перечисленного — ни людей, ни ресурсы, ни капитал, но является самостоятельным и новым фактором производства", — пояснил он.
Кушниренко считает подготовленный документ стартовой точкой, в которой оговариваются основные направления, отмечается, что будет развиваться и конкретизироваться в этом направлении и найдет отражение в плане реализации Стратегии экономического развития до 2030 года.
"Сейчас началась работа по планам — как эту стратегию на ближайшие пять лет реализовывать. Естественно, цифровизация займет заметное место во всех отраслях. Не просто в виде общего лозунга, но и в сельском хозяйстве, и в машиностроении, и в горно-металлургическом комплексе, не говоря уже о связи. Поэтому документ появился вовремя, он очень востребован. У нас на любой комиссии вначале собираются мнения государств, а потом идет обсуждение. И тот факт, что семь государств представили свои суждения и все они безоговорочно поддержали эту идею, свидетельствует о том, что страны заинтересованы в общих действиях по цифровизации", — отметил Кушниренко.
На данный момент лидерами в цифровизации среди стран СНГ, по его словам, являются Россия и Казахстан, но остальные республики делают все для того, чтобы это отставание ликвидировать.
"Потому что понимают — как, например, представители Кыргызстана, — что цифровизация поможет этой стране совершить экономический рывок. И 2019-й провозглашен в Кыргызстане годом цифровизации", — отметил Кушниренко.
Зона свободной торговли: с какими проблемами сталкиваются страны СНГ
По взаимной договоренности государства Содружества ежегодно сообщают в Исполком СНГ, как они реализуют положения Договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) от 2011 года. Фиксируются и различные нарушения. Скажем, Беларусь и Кыргызстан повышали ставки НДС по отдельным товарам, импортируемым из соседних стран. Таким образом они пытались стимулировать развитие своей промышленности и сельского хозяйства, отступая от принципа равноправного отношения к своим товарам и импортированным из государств Содружества.
"Но недостатки, которые отмечались в Беларуси, были устранены. У них НДС по ряду товаров растениеводства взимался по-разному — к своим товарам и импортируемым. На свою продукцию налог был 10 процентов, а на привезенную — 20. Но с 1 января 2019 года эта проблема устранена. Похожая ситуация была и в Кыргызстане с мукой, но и там проблему устранили", — рассказал Андрей Кушниренко.
По его словам, достаточно в один год отметить недостаток, вынести на обсуждение на Экономическом совете, как на следующий год его уже нет.
Также сложности были с Молдовой и Украиной, которые еще пять лет назад решили усидеть на двух стульях — оставаться в Договоре о зоне свободной торговли стран СНГ и при этом заключили соглашения о свободной торговле с Европейским союзом. В результате на ряд товаров из этих стран Россия ввела пошлины.
"Участие какой-либо страны в разных зонах свободной торговли — это жизненная необходимость. Каждое государство в мире участвует в трех-четырех зонах свободной торговли, и это не повод для торговых споров. Но в данном случае соглашения о всеобъемлющем сотрудничестве с ЕС содержат положения, которые полностью разрушают производственную кооперацию этих стран с другими участниками СНГ", — сказал Андрей Кушниренко.
Он добавил, что с 1 января 2019 года список облагаемых пошлиной товаров из Молдовы все-таки был РФ заметно сокращен.
Андрей Кушниренко отметил, что режим свободной торговли между Россией и Украиной во многом приостановлен. Но, что примечательно, Украина, несмотря на все разговоры, не собирается выходить из Договора о зоне свободной торговли СНГ.
"Более того, Украина подчеркивает, что она является стороной этого договора", — заключил Кушниренко.
Напомним, 2019-й объявлен в Кыргызстане Годом развития регионов и цифровизации страны.